Основные направления и условия формирования ценностно-ориентационного единства воинского коллективов

Психология » Условия обеспечения ценностно-ориентационного единства в воинском коллективе » Основные направления и условия формирования ценностно-ориентационного единства воинского коллективов

Страница 5

В целях оптимизации управления коллективным мнением опытный командир не упустит момент первого этапа, когда воины еще только переживают взволновавшее их событие и отношение к нему еще не сформировано. Главное в этот момент предупредить появление незрелых взглядов, предвзятых оценок. Помощь в этом офицеру оказывают актив, прапорщики, сержанты, которые, постоянно находясь среди сослуживцев, быстро реагируют на новость, дают ей правильную оценку, формируют положительную установку на восприятие информации.

На втором этапе офицеру труднее изменить неверные суждения отдельных военнослужащих, так как индивидуально-групповое мнение обладает известной инерцией. В этом случае лучшим противодействием может быть сообщение коллективу дополнительных фактов без упоминания неверных суждений.

Управлять групповыми мнениями, обеспечивать принципиальную критику и самокритику непросто. Опыт работы по формированию зрелого коллективного мнения показывает, что подвергать критике нужно прежде всего не мелкие оплошности и отдельные высказывания, а серьезные нарушения воинской дисциплины или устойчивую отрицательную направленность личности. К сожалению, иногда некоторые молодые офицеры стараются сделать предметом обсуждения личного состава чуть ли не каждый случай нарушения уставных положений, стараясь заручиться поддержкой коллективного мнения, что на практике не оправдывает себя.

От зрелости, организованности подчиненных зависят поддержка коллективом справедливой критики и усиление ее остроты общим мнением. Коллективное мнение успешно формируется на общих собраниях. В передовых подразделениях им предшествует большая организаторская работа. В них важное место отводится и групповым беседам.

Методика проведения этих бесед довольно проста. Вопросы, как правило, ставит офицер, а отвечает па них кто-либо из воинов, другие же его дополняют либо опровергают, Офицер так направляет беседу, чтобы высказались все.

Иногда это не получается, так как отдельные воины молчат, стесняются показаться смешными, некомпетентными. С молчунами ведется отдельный разговор, в ходе которого командир выясняет их мнение по тому или иному вопросу. Результаты групповой и индивидуальной бесед офицер тщательно анализирует и делает вывод о характере коллективного мнения по данной проблеме.

В отдельных случаях для анализа коллективного мнения используются письменные опросники и личные беседы-интервью. В них могут быть вопросы, выявляющие информацию о личности или коллективе, факты поведения в прошлом и настоящем, оценки событий или отношения к отдельному воину, группе, коллективу. Беседы целесообразно проводить как можно чаще, чтобы фиксировать уровень развития психологии коллектива и динамику коллективного мнения.

Собранный с применением анкетирования, бесед, опросов, собраний и других методов материал о суждениях и взглядах групп и коллектива в целом подвергается тщательной обработке путем сравнения, сопоставления полученных ответов, их анализа.

Таким образом, постоянная и надежная связь с личным составом, регулярное информирование о текущих событиях, совершенствование нравственного воспитания воинов, активная, наступательная борьба с мещанской психологией являются важнейшими условиями управления коллективным мнением.

Воинский коллектив испытывает отрицательные эмоциональные сдвиги, когда, например, происходит замена одних воинов другими, приходит новый командир. Как правило, уход авторитетного командира или другого офицера снижает коллективное настроение на длительное время, солдаты переживают, нервничают, иногда вступают в эмоциональные конфликты с новым командиром.

На общих настроениях отражаются те чувства, которые испытывают молодые воины в новом коллективе. Исследования показали, что 32 процента молодых солдат на 12-й день службы тоскуют по дому, чувствуют себя неуверенно и напряженно; 57 процентов испытывают чувство интереса и гордости, ответственности и коллективизма; 11 процентов молодых воинов отметили чувство зависимости от других военнослужащих и недовольства

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по теме:

Психологические особенности детей 6–7 летнего возраста
Прежде всего необходимо отметить, что это критический, переходный возраст, связывающий между собой два стабильных периода развития ребёнка – дошкольный и младший школьный. Исследования Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина и др. позволяют компл ...

Консультирование по телефону доверия
Не всегда молодые люди с желанием обращаются к психологу-консультанту. Некоторые стесняются идти со своими проблемами на личный контакт с психологом, предпочитая телефон доверия. Анализ запросов звонивших по телефону доверия показывает, ч ...

Мотив сна в романах Ольги Токарчук
Ольга Токарчук - одна из польских писательниц, неоднократно обращавшаяся к тематике сна в своих произведениях. Первые её рассказы и стихотворения были напечатаны в журналах в 1979 году. Литературная критика считала, что в качестве контекс ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта