Цель и роль психологического консультирования

Психология » Искусство психологического консультирования » Цель и роль психологического консультирования

Страница 3

Обобщая эти представления, можно констатировать, что цели психологического консультирования составляют континуум, на одном полюсе которого — общие, глобальные, перспективные цели, а на другом — специфические, конкретные, краткосрочные цели. Цели консультирования не обязательно находятся в противоречии — просто в школах, ориентированных на перестройку личности, акцентируются перспективные цели, а в школах, ориентированных на изменение поведения, большее значение придается конкретным целям.

В работе с клиентом консультант должен помнить главную цель консультирования — помочь клиенту понять, что именно он сам и есть тот человек, который должен решать, действовать, изменяться, актуализировать свои способности.

Анализ проблем, встающих перед консультантом при первой встрече с клиентом, а именно: проблемы определения того, какой терапевтический подход может быть использован в том или ином случае, какие элементы ситуации составят фокус терапии, а также четкая формулировка этих вопросов для того, чтобы выбранный метод можно было применить, исходя из наблюдаемой реальности, а не на ощупь или интуитивно.

Диагностирование на первой стадии преграждает путь успешному консультированию. Поэтому необходимо тщательно продумать лечение точно с того момента, когда клиент появляется в кабинете, или даже до его прихода, если имеется предварительная информация в виде истории болезни или отчета из школы. Консультант должен постоянно задавать себе разного рода вопросы, ответы на которые и послужат решающим фактором для выбора того или иного метода лечения. Рассмотрим некоторые из этих вопросов с тем, чтобы проанализировать их значение в процессе терапии.

Клиент в состоянии стресса. Консультант может помочь только тогда, когда имеет место состояние определенного психологического дистресса, возникающего из состояния некоего дисбаланса. Если индивиду помочь переориентироваться, реорганизовать свои установки в новые способы поведения, то он сможет более успешно адаптироваться к жизни и при этом с наименьшими потерями. Он может сам найти для себя нормальные, здоровые способы удовлетворения своих потребностей посредством социально одобряемого поведения. Некоторые индивиды настолько подавлены неблагоприятными обстоятельствами или настолько слабы из-за личностной неадекватности, что никакое изменение установок не создаст нормальной основы для жизни. Клиент должен быть способен выражать тем или иным образом свои противоречивые стремления, породившие проблему. Например, ко мне обратилась женщина с сильной депрессией от того, что родители развелись и не общаются, а она вынуждена общаться и с отцом и с матерью и быть связующим звеном между ними. Состояние подавленности и отсутствие радости жизни наложило отпечаток и на отношения с мужчиной. Воспоминания о разводе родителей вызывали в ней ощущения боли. В таком состоянии человек не может анализировать свою проблему, поэтому чтобы вывести его из состояния стресса можно предложить индивидуальную медитацию. Я попросила женщину представить свою депрессию в виде образа пресса, который давит на нее сверху, а сама она как будто канат, который перетягивают родители. Находясь в состоянии такого каната, женщина потеряла свою индивидуальность, она как будто утратила право на свою жизнь. Я попросила ее выделить себя в центре этого каната и обозначить себя, протянув к родителям лучи энергии. Этот образ должен был ей показать, что она сама решает как взаимодействовать с каждым из родителей, а не является канатом в их руках. Образ пресса я попросила ее трансформировать в поток воды-энергии, так как будто она стоит под водопадом и наполняется этой силой. Медитация оказалась очень эффективной, она помогла женщине не только выйти из состояния стресса, но и осознать, что она личность и имеет право на собственное мнение.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Возрастные стадии физического развития
В основе оценки физического развития лежат параметры роста, массы тела, пропорции развития отдельных частей тела, а также степень развития функциональных способностей его организма (жизненная емкость легких, мышечная сила кистей рук и др; ...

Пути психолого-педагогической коррекции нарушений отношений со сверстниками у дошкольников в игре
Мы предлагаем использовать игру для психолого-педагогической коррекции нарушений отношений со сверстниками у дошкольников учитывая ее значение для дошкольника, и подтвердить формирующую и корригирующую роль игры для личности ребенка, при ...

Причины кризисов развития личности по А.В. Петровскому
Проблема развития ребенка становится приоритетной для советской психологии начиная с 30-х гг. Однако общие теоретические аспекты возрастной психологии до сих пор остаются дискуссионными. Как нам случалось уже подчеркивать, традиционный п ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта