В рационально-эмотивной терапии выделяется три ведущих психологических аспекта функционирования человека: мысли (когниции), эмоции и поведение. Эти три аспекта взаимосвязаны, изменение одного из них ведёт к мзменению других. РЭТ основывается на том, что мысли определяют эмоции, а в основе патологических эмоций лежат нарушения мыслительных процессов, которые Эллис назвал иррациональными убеждениями.
РЭТ использует модель А-В-С, разработанную Эллисом. С точки зрения РЭТ, не объективные события А вызывают позитивные или негативные эмоции С, а их внутреннее восприятие и оценка В.
Основная цель РЭТ – помочь людям осознать, что они могут жить более рационально и продуктивно.
Работа консультанта сводится к опознаванию иррациональных установок, к конфронтации с ними, их пересмотру и, наконец, к закреплению функционирования рациональных, уже гибких (а не первоначально абсолютистских) установок.
РЭТ отличается большим разнообразием применяемых в процессе терапии когнитивных, эмоциональных и поведенческих техник. Совместное использование различных видов техник значительно улучшает результаты терапевтического процесса.
РЭТ находит применение не только в обычной психотерапевтической работе — она широко используется в образовании, общении, бизнесе. Исходно появившаяся как индивидуальная психотерапия, сегодня РЭТ успешно применяется в других формах, включая группы, “рациональные марафоны”, семинары, интенсивные занятия, компьютерную терапию, работу с кризисами и т.д.
Как и любой вид психотерапии, РЭТ имеет свои достоинства и недостатки, оценивая которые каждый консультант или психотерапевт сам определяет, будет ли он использовать РЭТ в своей работе.
[1] Паттерсон С, Уоткинс Э. Теории психотерапии. – СПб.: Питер, 2003. – С.129
[2] Коттлер Дж., Браун Р. Психотерапевтическое консультирование. – СПб.: Питер, 2001. – С.119
[3] Кассинов Г. Рационально-эмоционально-поведенческая терапия как метод лечения эмоциональных расстройств // Психотерапия: От теории к практике. Материалы I съезда Российской Психотерапевтической Ассоциации. — СПб., изд. Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, 1995. — С. 89
[4] Там же. – С. 90
[5] Паттерсон С, Уоткинс Э. Теории психотерапии. – СПб.: Питер, 2003. – С. 131
[6] Паттерсон С, Уоткинс Э. Теории психотерапии. – СПб.: Питер, 2003. – С. 131
[7] Айви А.Е., Айви М.Б., Саймэн-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство. М.: Психотерапевтический колледж, 2009. – С.116
[8] Эволюция психотерапии: Сборник статей. Т. 2. Осень патриархов: психоаналитически ориентированная и когнитивно-бихевиоральная терапия / Под ред. Дж.К. Зейга / Пер. с англ. — М.: Независимая фирма “Класс”, 1998. — С. 290
[9] Осипова А. А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. – М.: Сфера, 2002. – С. 46
[10] Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – С. 111
[11] Эллис А. Психотренинг по методу Альберта Эллиса. – СПб.: Питер, 1999. – С. 95
[12] Осипова А. А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. – М.: Сфера, 2002. – С. 48
[13] Уолен С., Дигуссепп Р., Уэсслер Р. Практическое руководство по рационально-эмотивной терапии. – СПб.: Питер, 2000. – С. 25
[14] Там же. – С. 27
[15] Фёдоров А. П. Когнитивно-поведенческая психотерапия. – СПб.: Питер, 2009. – С. 258
[16] Эллис А., Драйден У. Практика рационально – эмоциональной поведенческой терапии. 2-е изд./ Пер. с англ. Т. Саушкиной. – СПб.: Издательство «Речь», 2002. – С. 109
[17] Эллис А., Драйден У. Практика рационально – эмоциональной поведенческой терапии. 2-е изд./ Пер. с англ. Т. Саушкиной. – СПб.: Издательство «Речь», 2002. – С. 112
[18] Паттерсон С, Уоткинс Э. Теории психотерапии. – СПб.: Питер, 2003. – С. 136
[19] Паттерсон С, Уоткинс Э. Теории психотерапии. – СПб.: Питер, 2003. – С. 136
[20] Там же. – С. 137
[21] Эллис А., Ландж А. Не давите мне на психику! — СПб.: Питер Пресс, 1997. — С. 43
[22] Паттерсон С, Уоткинс Э. Теории психотерапии. – СПб.: Питер, 2003. – С. 140
[23] Глэддинг С. Психологическое консультирование. – СПб.: Питер, 2009. – С. 230
[24] Глэддинг С. Психологическое консультирование. – СПб.: Питер, 2009. – С. 232
[25] Паттерсон С, Уоткинс Э. Теории психотерапии. – СПб.: Питер, 2003. – С. 143
[26] Паттерсон С, Уоткинс Э. Теории психотерапии. – СПб.: Питер, 2003. – С. 151
[27] Эллис А., Ландж А. Не давите мне на психику! — СПб.: Питер Пресс, 1997. — С. 94
[28] Осипова А. А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. – М.: Сфера, 2002. – С. 55
[29] Когнитивно-бихевиоральный подход в психотерапии и консультировании: Хрестоматия / Сост. Т.В. Власова. – Владивосток: ГИ МГУ, 2009. – С. 19
Информация по теме:
Начальный этап становления учения о душе в трудах античных философов
Фалес Милетский (7–6 вв. до н.э.)
. Этого философа можно рассматривать как представителя гилозоистов, приписывавших всему миру (Космосу, Универсуму) способности ощущать, запоминать и действовать. Согласно его представлениям природа, как ж ...
Психометрические теории интеллекта
Эти теории утверждают, что индивидуальные различия в человеческом познании и умственных способностях могут быть адекватно вычислены специальными тестами. Приверженцы психометрической теории полагают, что люди рождаются с неодинаковым инте ...
Теория когнитивного диссонанса Леона Фестингера
Эта теория, предложенная в русле когнитивной психологии американским ученым Л. Фестингером, рассматривает когнитивный диссонанс как один из главных факторов, управляющих поведением человека. До теории когнитивного диссонанса Л. Фестингер ...