Школа как главный институт культурно-исторического наследования осуществляет данную работу недостаточно эффективно. В этой связи представляется актуальным объединение усилий школы, семьи и общества в профилактике гендерных девиаций в поведении школьников, которая рассматривается как одна из составляющих социализации личности. Анализируются возможности различных педагогических средств в организации и стимулировании данного процесса (А.А. Бодалев, Л.И. Божович, Е.С. Кузьмин, Б.Ф. Ломов, В.А. Ядов); изучаются ценностные ориентации школьников, склонных к асоциальному поведению (А.Н. Елизаров, Д.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Г.И. Саганенко, М.Н. Руткевич); описываются психодиагностические методики, используемые в профилактике девиантного поведения школьников (Э.Ф. Ахмеджанов, Л.Ф. Бурлачук, И.С. Кон, С.Б. Крымский, С.М. Морозов, В.А. Ядов); раскрывается содержание нормативно-правовой базы, лежащей в основе профилактической работы со школьниками.
Отклоняющимся поведением называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм. При этом различают отклонения корыстного, агрессивного и социально-пассивного типа.
Социальная ситуация развития подросткового возраста представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью.
Источник внутренних конфликтов и девиантного поведения заключается в различии между реальной и идеальной самооценкой, проявляющемся особенно ярко в старшем подростковом возрасте. Многие проблемы, характерные для старшего подросткового возраста, объясняются увеличением расхождения между Я-реальным и Я-идеальным, а кроме того, выпадением одной из составляющих положительной Я-концепции. Положительная Я-концепция определяется 3 факторами: твердой убежденностью в импонировании другим людям, уверенности в способности к тому или иному виду деятельности и чувством собственной значимости, причем третья составляющая является скорее следствием первых двух.
В рамках гендерного подхода девиантным поведением могут считаться гиперролевое поведение, инверсия шаблонов гендерного стиля, изменение сексуальных ориентаций. Приоритетным направлением деятельности образовательных учреждений выступает своевременная профилактика гендерных девиаций в поведении учащихся.
Информация по теме:
Функционализм
У истоков это направления, ставшего в начале XX века одним из господствующих в американской психологии, стоял австрийский психолог Франц Брентано.
Ф. Брентано (1838-1917) начал свою деятельность в качестве католического священника, остав ...
Лишняя хромосома Y как причина антисоциальности
Кариотип 47, XYY проявляется только у мужчин. Характерные признаки людей, обладающих дополнительной Y - хромосомой высокий рост. При этом ускорение роста начинается в достаточно раннем возрасте и продолжается весьма долго.
Частота данног ...
Характеристика сущности и содержания процессов памяти в
психолого-педагогической литературе
Память - процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей по ...