Значимым направлением в гендерных исследованиях отечественных ученых выступает выявление сущности и специфики гендерной девиации, что в условиях современного российского общества приобретает особую актуальность.
Девиантным считается поведение, отклоняющееся от норм морали, принятых в определенном обществе на данном уровне социального и культурного развития, и влекущее за собой санкции: изоляцию, наказание, лечение, осуждение и другие формы порицания нарушителя. Проявляется оно в несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или уклонении от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением. [12]
Педагогический аспект девиантного поведения школьников довольно широко отражен в научной литературе (М.А. Алемаскин, А.С. Белкин, Л.М. Зюбин, Н.Н. Верцинская, А.И. Кочетов, И.А. Невский и др.), где данная проблема рассматривается с точки зрения возрастного подхода и общественной активности школьников. Так, А.С. Белкин раскрывает взаимосвязь педагогической запущенности как стойкого, отчетливо выраженного искажения нравственных представлений, невоспитанности чувств и навыков общественного поведения с соответствующими возрастными особенностями и доминирующими факторами нравственного развития ребенка. Социально-психологический аспект анализа девиантного поведения школьников отражен в работах С.А. Бадмаева и С.А. Беличевой, которыми дается обоснованная характеристика девиантного поведения как варианта социальной дезадаптации индивида, т. е. неадекватности его поведения нормам и требованиям той системы общественных отношений, в которую включается человек по мере своего социального развития и становления.
Нравственно-правовой (криминологический) аспект девиантного поведения учащихся разрабатывается правоведами, педагогами и психологами, что усиливает его научно-методическую и практическую значимость (Б.Н. Алмазов, Л.А. Грищенко, И.А. Двойлинный, А.И. Долгова, В.Д. Ермаков, Н.Г. Иванов, Г.М. Миньковский, Д.И. Фельдштейн и др.). В данных исследованиях дается классификация типов девиантного поведения на основе учета степени антиобщественной направленности личности школьника: правонарушители с устойчивыми общественно-отрицательными потребностями; дети с деформированными потребностями; дети с конфликтом между деформированными и позитивными потребностями; дети со слабо деформированными потребностями, безвольные; дети, случайно вставшие на путь правонарушений.
Сегодняшние школьники пытаются обрести комфорт и конформность в девиации, порой откровенно демонстрируют образцы «новой» ментальности, воспринимают противоправные действия как социально приемлемый и негласно одобряемый тип поведения и ориентируются на него в процессе жизненного самоопределения. Рост числа гендерных девиаций в поведении школьников является одной из заметных тенденций современного российского общества, характеризующегося социальным расслоением, нивелированием традиционных нравственных ориентиров, внедрением в массовое сознание культа силы и насилия, эгоцентризма и ксенофобии, кризисом семьи, потерей ее как ячейки общества.
В рамках гендерного подхода девиантным поведением могут считаться гиперролевое поведение, инверсия шаблонов гендерного стиля, изменение сексуальных ориентаций. Приоритетным направлением деятельности образовательных учреждений выступает своевременная профилактика гендерных девиаций в поведении учащихся. К гендерным девиациям могут относиться и психосексуальные девиации в виде изменения сексуальных предпочтений и ориентаций. В.Д. Менделевич подчеркивает, что девиация - это граница между нормой и патологией, крайний вариант нормы. Девиантность нельзя определить, не опираясь на знание норм. В медицине норма - это совершенно здоровый человек; в педагогике - успевающий по всем предметам ученик; в социальной жизни - отсутствие преступлений. Труднее всего определить «психологическую норму» как совокупность неких свойств, присущих большинству людей, эталон поведения. Это - нормы-идеалы. Поскольку уровень интериоризации норм в разных социальных средах имеет существенные отличия, а нормы-идеалы, система основных ценностей носят глобализированный характер, они трудно применимы к конкретным социальным объектам. [22]
Информация по теме:
Цветовой тест отношений
Цветовой тест отношений (ЦТО) предназначен для объективации субъективной позиции человека (осознаваемой и неосознаваемой) по отношению к окружающей его действительности. В его основу положена теория личности В. Н. Мясищева, согласно котор ...
Предмет, задачи, основные проблемы и методы исследований в политической психологии
Политическая психология - научная дисциплина, возникшая на стыке наук о политике и психологии (в основном социальной). Её предмет в целом - политика как особая человеческая деятельность, обладающая собственной структурой, субъектом и побу ...
Особенности развития и коррекция моторики у детей старшего дошкольного
возраста с ОНР
Полноценное развитие речи является необходимым условием гармоничного развития личности.
Речь - это деятельность, которая осуществляется при согласованном функционировании головного мозга и других отделов нервной системы. В осуществлении ...