Социобиология о природе человека

Психология » Биологическое и социальное » Социобиология о природе человека

Страница 1

биологический социальный конформизм личность общество

Выше отмечалось, что, хотя психика человека и его развитие во многом обусловлены биологически, следует, однако, избегать абсолютизации влияния этого фактора на его жизнедеятельность. В этой связи необходимо затронуть такое современное течение, как социобиология. Ее возникновение связано с выходом в 1975 г. книги американского энтомолога Э.О. Уилсона «Социобиология: новый синтез». В рамках этой концепции ставится задача по-новому подойти к проблемам морали, свободы, детерминизма, агрессии, альтруизма, эгоизма и других качеств человека. Важнейшее место в ней отводится анализу возможностей и границ применения аналогий между поведением животных и человека. Первостепенное значение при решении указанных проблем уделяется принципам и понятиям дарвинизма, в том числе и естественному отбору, и наблюдается широкая экстраполяция выводов, полученных при изучении животных, на поведение человека. С точки зрения методологии, здесь наблюдается биологический и молекулярно-генетический редукционизм: антропология сводится к биологии, а последняя — к молекулярной генетике.

В условиях современной научно-технической революции активность психической деятельности человека с необходимостью возрастает, поскольку возрастает общее количество раздражителей и стимуляторов этой деятельности. Это имеет свои позитивные и негативные стороны, соотношение которых в основном определяется социальными условиями и тем, насколько человек может регулировать общественные последствия своих действий.

Научно-техническая революция изменяет и характер труда, порождая тенденцию к возрастанию удельного веса и значения различных видов умственной деятельности, что является огромным стимулом развития разнообразных умственных способностей человека, повышения его культурно-технического уровня. Разумеется, степень реализации этой тенденции зависит от характера общества, от его социально-классовой структуры, от того места, которое занимает трудящийся человек и труд в системе общественных, прежде всего производственных, отношений.

Вместе с тем нельзя не отметить и того факта, что сокращение удельного веса и изменение характера физического труда меняют условия развития физических способностей человека. Это в ряде случаев ведет к нарушению естественной гармонии между физическим и умственным развитием и ставит перед обществом задачу организации и развития специальных форм деятельности. Комплекс этих мероприятий разнообразен, начиная от спорта, производственной гимнастики, туризма и кончая разработкой специальных мер психогигиены или установления нормальной психологической атмосферы в трудовых или учебных коллективах.

Как разрешить возникающее противоречие между ограниченным временем и практически неограниченным ростом необходимой для плодотворной деятельности информации? Сократить объем информации, задержать научно-технический прогресс невозможно; надеяться на возможности и резервы мозга было бы неразумно, поскольку нет еще точных научных данных об этих резервах вообще, к тому же они обладают индивидуальной вариантностью. В одном человечество имеет действительно практически неограниченные возможности — в совершенствовании своих «искусственных органов», с помощью которых усиливаются природные возможности человека (например, ЭВМ, технические хранилища информации и т. п. устройства облегчают накопление и переработку информации). Очевидна и необходимость в соответствии с этим изменять систему обучения, его методы, осуществлять своевременный и научно обоснованный отбор информации в учебных программах.

Не менее важным является и «повышение прочности и надежности» человеческого организма посредством физического воспитания, развития спорта и т. п. Проблема охраны природы, исключающая хищническую эксплуатацию природных богатств, не должна ограничиваться только защитой водной, воздушной и других сред, в которых живет человек. Она должна включать в себя и специально разработанный учеными, включая врачей и педагогов, комплекс мероприятий, охраняющих саму человеческую природу и обеспечивающих гармоническое развитие физических сил человека. В социалистическом обществе для этого существуют богатейшие возможности, но многие из них остаются недостаточно использованными.

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Психосоциальные нарушения в семье
К семьям с психосоциальными нарушениями можно отнести семьи с высоким уровнем конфликтности, семьи с проблемами алкоголизации и наркомании, асоциальными ценностями, противоправным поведением, семьи, практикующие недостойное обращение и на ...

Этиология, патогенез детского аутизма
В настоящее время большинство авторов полагают, что РДА является следствием особой патологии, в основе которой лежит именно недостаточность ЦНС. Был, выдвинут целый ряд гипотез о характере этой недостаточности, ее возможной локализации, о ...

Социальная ситуация развития и психологические особенности детей из детского дома
Особенности психологического развития несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей нашли свое отражение в работах таких исследователей как: Кравченко А.И., Дубровина И.В., Андреева А.Д., Павленок П.Д., Ушинский К.Д., Флейк ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта