Коррекционная работа по профилактике агрессивного поведения с подростками имеет свои особенности. На начальных этапах не показаны групповые формы. Не говоря уже о практически неизбежной отрицательной консолидации подростков в группе, индивидуальная работа с подростком является более эффективной. С самого начала, параллельно, необходимо начинать работу с семьёй. После диагностики семейных отношений и степени их дисгармоничности должна следовать психокоррекционная работа, как индивидуальная, так и групповая. Но основной акцент следует делать на индивидуальной работе. Совершенно неэффективными оказываются общие беседы о необходимости "хорошо себя вести". При организации процесса консультирования, в ходе которого проводится коррекция агрессивного поведения подростков, необходимо учитывать зону и содержание конфликта, которые определяются в беседе с ребенком, а также с помощью общепринятых для этих целей методик: проективных рисунков, неоконченных предложений [35,25,27]. К таким индивидуальным способам относятся все игры и методы, направленные на усвоение иных форм поведения, когда ребёнок посредством игры и с помощью консультанта постепенно осознаёт свою агрессию (неправильное поведение), а потом учится частично её контролировать, овладевая другими вариантами своей реакции на происходящее. Сюда подходят некоторые игры, в которых проигрывается та или иная ситуация. Коррекция проявлений агрессивного поведения детей направлена на знакомство с игровыми приемами, способствующими разрядке гнева в приемлемой форме при помощи вербальных средств (упражнение «Обзывалки»); на обучение взаимодействию со сверстниками, сплочение детского коллектива (упражнение «Сороконожка»); на снятие эмоционального напряжения, агрессии, двигательной активности (упражнение «Добрый бегемотик» и т.п.). Коррекционную работу необходимо вести не только с детьми, но и с родителями.
Работу с родителями агрессивного умственно отсталого подростка целесообразно проводить в двух направлениях:
1. Информирование о том, что такое агрессия, каковы причины ее появления, чем она опасна для ребенка и окружающих;
2. Обучение эффективным способам общения с ребенком.
В арсенале взрослых есть следующие основные способы контроля поведения ребенка:
1. Негативные: наказания, приказы.
2. Нейтральные: модификация поведения.
3. Позитивные: просьбы, мягкое физическое манипулирование [24].
Приказы и наказания могут вызывать либо гнев подростка, либо постоянное подавление этого гнева. Поэтому родители должны наказывать ребенка только в крайних случаях. Если гнев подростка будет постоянно подавляться (поскольку ребенок не всегда посмеет противостоять сильному взрослому), то он может перерасти в пассивно-агрессивные формы поведения. Ребенок может начать действовать исподтишка, специально делать что-либо «назло», например, подчеркнуто, медленно выполнять указания родителей, даже если вся семья опаздывает в это время в театр, в гости и т.д.
Техника модификации поведения очень проста: за хорошее поведение ребенок получает поощрение, за плохое — наказание или лишение привилегий. Однако и этот метод не стоит использовать слишком часто, иначе родители устанут от назойливых вопросов своего ребенка: «А что мне за это будет?»
Лучшей гарантией хорошего самообладания и адекватного поведения детей является умение родителей владеть собой. К сожалению, многие родители и сами не умеют управлять собственным гневом. Их дети в процессе воспитания вряд ли усвоят навыки адекватного выражения гнева.
В коррекционной работе с умственно отсталыми подростками в устранении проявления агрессивного поведения следует уделять внимание формированию круга его интересов на основе особенностей его характера и способностей. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени подростка — "времени праздного существования и безделья" за счёт привлечения к положительно формирующим личность занятиям: чтение, самообразование, занятие музыкой, спортом, и т.д.
Информация по теме:
Жизненно важная роль стрессов
Селье считал, что полная свобода от стресса означает смерть. Стресс не только помогает справиться с острой критической ситуацией, но и - при ее повторении или длительном действии - способствует эффективному запуску специфических, как прав ...
Представления о креативности
Понятие креативности (от лат. creatio - создание, сотворение), являясь аналогом понятия "творческие способности", неразрывно связано с творчеством, творческой деятельностью, порождающей нечто качественно новое (либо для творца, ...
Групповой подход к принятию решений
Анализ литературы по проблеме принятия группового решения позволяет сказать, что изучение этого феномена происходило не по логике развития самой науки, но в зависимости от потребностей самой практики. Хотя специальные групповые решения за ...