В понятие "грубая моторика" входит: поза малыша, удержание головы, сидение, стояние, ползание и ходьба. Моторные или двигательные возможности являются начальным пунктом для оценки зрелости ребенка, однако зачастую только они и исследуются. Наблюдение за различными аспектами поведения малыша позволяет убедиться в том, насколько оно сложно.
Американский военный врач Гленн Доман в конце сороковых годов начал заниматься лечением детей с травмами мозга. Выводы, к которым пришел его институт в Филадельфии, схематично можно описать следующим образом: стимулируя один из органов чувств, можно добиться резкого усиления активности мозга в целом. Воздействие на зрение обездвиженных детей (их по специальной методике Домана учили читать) привело к тому, что такие дети постепенно, понемногу начинали двигаться. Ребенку демонстрировались карточки с крупно написанными словами, эти слова громко произносили вслух. Весь урок занимал считанные секунды, но таких уроков в день было несколько десятков. И многие из этих несчастных детей, неподвижных немых инвалидов, которых считали безнадежными, начинали переворачиваться, ползать, вставать, выучивались читать в три-пять лет, а более поздние тесты обнаруживали, что они по развитию обгоняют "нормальных" детей.
Систему, разработанную для больных, Доман попробовал применить в работе со здоровыми детьми. И вот среди этих детей сколиоза не было. Дети двух, трех, четырех лет начинали читать, превосходно осваивали математику, становились настоящими эрудитами, но – и это, быть может, самое главное – были прекрасно развиты физически. Творческие возможности этих детей настолько широки, что сам Доман называет их детьми Возрождения.
Базовый вывод Домана: Учеба эффективна только в период роста мозга. Мозг человека растет до семи – семи с половиной лет.
Базовый принцип Домана: Ребенок должен двигаться с первого дня жизни. Простые усилия могут привести к тому, что в первый месяц жизни ребенок будет проползать по несколько метров в день. Двух- месячный ребенок, который выползает из комнаты, очень отличается по развитию мозга от ребенка, который лежит это время в люльке на спине и пролежит так еще несколько месяцев. И эта разница в уме, активности, одаренности будет чувствоваться всю жизнь.
Информация по теме:
Определение понятия «имплицитная теория»
Под имплицитными концепциями в психологи понимают обыденные, ненаучные, житейские, не вполне осознаваемые представления людей о каком-либо явлении или процессе из их повседневной жизни. Впервые понятие имплицитные теории ввели Дж. Брунер ...
Понятие удовлетворенности трудом
Удовлетворенность трудом - это исполнение, осуществление ожиданий человека от материальных, социальных и духовно-нравственных результатов своей работы; совокупное воздействие на работника компонентов трудовой мотивации, включая содержание ...
Генезис имплицитных теорий
Сформированный на ранних стадиях онтогенеза образ мира представляет собой неразделимо слитый сгусток смыслов, которые постепенно дифференцируются в соответствии с логикой категоризации. В процессе совершенствования восприятия индивид усва ...