Мотив сна можно встретить и в ромкане польского писателя Б.Пруса "Кукла", где его героине Изабелле снился сон о Вокульском, который явился к ней в виде чудовища с большими красными ладонями. Он подчинил себе её отца, а потом и её саму. Этот сон отражает страх Изабеллы перед Вокульским, человеком сильным и могущественным.
В младопольской драме "Свадьба" С.Выспяньского сон становится отголоском подлинных чувств, мыслей, планов. Второй акт драмы весь выдержан в рамках той концепции сна, которую можно найти в словах Хохла: "Что в душе твоей творится,/ То во сне тебе приснится" [28, c.117]. Сцены с участием неземных существ переплетаются здесь со сценами реалистичными, мистика граничит с действительностью.
У Б.Шульца сборник рассказов междувоенного двадцатилетья "Цинамоновые лавки" также связан с поэтикой сна. Шульц показывает реальность через онейричную сферу, а именно через сновидения, потому для его рассказов характерны "волнения" материи и метаморфозы, под которые подпадают и люди, и предметы. Онейричная сфера в этих рассказах связана с ретроспективным возвращением героя во времена детства. Взрослый герой-повествователь вспоминает своё детство. Ему снова становятся близки стремления и мечты маленького мальчика. Одновременно с этими воспоминаниями возникают люди, которые связаны с детством героя- рассказчика. Это отец, купец и весь традиционный мир Дрогобыча. Отец становится символом попытки освобождения от провинциальной атмосферы. Он боится всего, что ему угрожает, боится быть отличным от толпы, ему характерна деперсонализация, выражающаяся в превращении человека в манекен, бездушную и глупую куклу.
В романе "Успеть к Богу" современной писательницы Х.Краль сон выполняет функцию связи между живыми и усопшими. Соседке Анны Столинской, подруге Марка Эдельмана, проживающей в варшавском предместье "За железными воротами" (раньше там была территория гетто), во сне является комната, которая не является её: старая мебель, печь. В комнату входит девушка-еврейка. Говорит, что хочет посмотреть, как тут теперь стало. Потом она выпрыгивает с четвёртого этажа, так же, как евреи во времена восстания в гетто, когда были подожжены дома.
Итак, мотив сна - это один из важнейших и старейших мотивов в мировой литературе. Через него авторы выражают свои философские взгляды, литературную концепцию. В Библии чаще всего сновидения приравниваются к Откровению, явлению Бога, связи с ним. Библейские сновидения говорят об избранности человека. Античная литература также говорила о пророческом значении сновидений, сон — это "весточка" с Олимпа, связь с богами. В литературе барокко сон приравнивается к жизни, а жизнь — ко сну (Кальдерон "Жизнь есть сон"), что говорило о зыбкости реального мира, его иллюзорности. Традиция романтизма трактовала сон как смерть, поэтому сон становился своеобразным подходом к искусству умирания. В современной литературе сны имеют также большое значения. С помощью приёма снов автор показывает характер героя, сон является отголоском его мыслей, чувств, страхов. Сама структура современного произведения зачастую является подвластной онейросфере. Благодаря видениям, галлюцинациям, снам читателю открывается иное пространство, иная жизнь героя. С помощью снов можно связаться не только с Богом (богами), но и с потусторонним миром, что говорит о влиятельности онейросферы на художественный мир.
Информация по теме:
Гармоничные отношения с родителями и другими взрослыми людьми как один из
факторов нормального развития личности подростка
Хорошо известен тот факт, что ведущую роль в подростковом возрасте играют отношения со сверстниками. В этом проявляются глубинные потребности подростка в развертывании социально-нравственных связей. В общении с ровесниками у подростков фо ...
Особенности мышления детей младшего школьного возраста в норме
Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль.
К моменту поступления в школу у ребенка 6-7 лет уже должно быть сформировано наглядно-действенное мышление, которое является необходимым базисным образованием для раз ...
Выявление резервов роста производительности труда
Достижения техники и технологии, совершенствование системы экономического планирования и управления производством открывают мощные резервы роста производительности труда, но они могут быть по-настоящему реализованы только при условии разв ...