Вспомним также, что сон может обладать профетической (пророческой) функцией и иметь Божественный источник: так, Иосиф Прекрасный растолковал фараону сон о семи тучных и семи худых коровах, ниспосланный Богом (Быт. гл. 41: 16-25), православные жития и предания изобилуют примерами, когда именно во сне святым ниспосылалась Благодать, например, указывалось место строительства будущего монастыря.
Понятно, что теория З.Фрейда - не единственно возможная интерпретация феномена сна. Если проанализировать отношение ко сну и функцию сна в других культурах как прошлого, так и современности, мы обнаружим, что психоанализ (и его варианты) вовсе не является монополистом в этой области, что он приложим не ко всем культурам и не ко всем эпохам.
"Легко можно показать, что не все люди видят одинаковые сны, и не все сны поддаются фрейдистской интерпретации. Живя среди индейцев-уичолей, можно убедился в том, что они чрезвычайно интересуются снами. Часто можно видеть, как отец спрашивает маленького сына, едва научившегося говорить: "Ну, что тебе сегодня снилось, сынок? Попытайся припомнить, что тебе снилось?" Благодаря такому воспитанию, уичоли довольно рано привыкают к тому, что сны представляют большой интерес, и поэтому они не только лучше помнят свои сны, но и отводят им достаточно весомое место в жизни. Они видят в снах особого рода послания, знамения и предупреждения. Для них видеть сны - такая же полезная вещь, как сажать растения, строить дома, рожать детей и складывать песни. Сны играют важную роль в их повседневной жизни и сильно влияют на процесс принятия решения. Мир снов представляется для них естественным продолжением мира реальности, о чем люди Запада и помыслить не смеют. Все это касается только снов обычных людей - сны шаманов (маракаме) близки к состояниями, описанным Кастанедой" [].
Все эти виды снов - сны уичолей, фрейдистские сны и даже сны в состоянии второго внимания (или сновидения), обладают, по сути, универсальными возможностями. Дело не в том, что мы, живя в своей культуре, привыкли интерпретировать сны во фрейдистском ключе - это, как говорилось, вовсе не единственная возможность понимания снов. Для нас всегда открыты "и другие возможности, позволяющие нам вступить в доселе закрытые области бытия. Эти пути ведут в сферу второго внимания, силы и осознания своего второго Я. И эти пути вполне доступны, мы можем научиться создавать, или программировать сновидения.
Информация по теме:
Родительские представления о воспитании детей
В психологической литературе понятия «родительские представления о воспитании», «стиль родительского отношения», «тип семейного воспитания», «родительская позиция», «родительская установка» очень часто рассматриваются как синонимы. Все эт ...
Характер и черты личности
Характер проявляется не только отношением к другим людям, но и к самому себе. Каждый из нас, намеренно или сам того не осознавая, нередко сравнивает себя с окружающими и в итоге вырабатывает довольно устойчивое мнение о своем интеллекте, ...
Теория Э.Эриксона
В юношеском возрасте центральным моментом в развитии самосознания становится формирование эго-идентичности.
В детстве мы судим о себе в соответствии с совокупностью различных ролей. В отрочестве и юности новые познавательные возможности ...