Одним из определяющих условий в жизни ребенка является его семья со своим колоритом и многообразием красок. Это емкое понятие включает множество аспектов, базовым среди которых является супружеские отношения.
Но семейные отношения не ограничиваются отношениями между партнерами, а в дальнейшем и отношениями родителей и ребенка, все изменяется с появлением еще одного члена семьи: второго ребенка. С этого момента появляется необходимость рассматривать еще один аспект семейных отношений – это детские отношения.
В этой связи интересны воззрения зарубежных психологов: З. Фрейда и А. Адлера, А. Фромма, Г. Хоментаускаса о том, что порядок рождения ребенка в семье обуславливает всю его дальнейшую жизнь.
Наша работа внесла свой вклад в изучение сиблинговых отношений, а именно половозрастной аспект, т.е. изучение гендерных особенностей взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста со старшими и младшими сиблингами.
Данное исследование, с нашей точки зрения может быть полезно родителям, имеющим два или более детей для выработки рекомендаций в оптимизации детско-родительских отношениях, а также родителям, которые находятся в ожидании второго ребенка для профилактики конкурентных отношений между сибсами. Вместе с тем мы предполагаем необходимость нашей работы детям в выявлении конфликтных отношений между сиблингами, помощь в определении половозрастных особенностях сиблинговых отношений и выработка коррекционных программ по данной проблеме. Также необходимость полученных результатов важна педагогам, обучающим сиблингов для учета специфики их поведенческих характеристик в отношениях и учебной деятельности, например анализ снижения успеваемости ребенка, в связи с появлением младшего брата (сестры).
Перспективой развития представленной темы в дальнейшем может быть анализ конкретной ситуации одной семьи для соотношения воспитательных характеристик и особенностей отношений между сибсами, а также изучение влияния различных факторов на специфику отношений старшего и младшего сиблингов.
Анализ методического инструментария показал необходимость его расширения, а именно разработка методик на изучение сиблинговых отношений и эмпирическую представленность изучения младшего школьного возраста относительно данной проблематики, при этом методом исследования может выступать наблюдение. Вместе с тем подбор методического материала с учетом нашей темы, на наш взгляд был оптимальным. Применяемые опросники и проективные методики позволили изучить специфику детско-родительских и детских отношений в контексте внутрисемейной ситуации.
Информация по теме:
Характерные черты российского менталитета
В годы советской власти ценность идеи преобладала над ценностью человеческой жизни. Жертвовать собой стало праведным ради торжества идеологии коммунизма, ради будущих поколений. Эта установка осталась в ментальности нескольких формаций со ...
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с
задержкой психического развития
Проблема неуспеваемости определенной части учащихся начальной массовой общеобразовательной школы давно привлекала к себе внимание педагогов, психологов, медиков и социологов. Ими была выделена определенная группа детей, которых нельзя отн ...
Структурные методы
Существует несколько эффективных способов управления конфликтной ситуацией. Их можно разделить на две категории (Загородников С.В. Экономика предприятия):
· структурные
· межличностные.
Не следует считать причиной конфликтов простое ра ...