Одним из определяющих условий в жизни ребенка является его семья со своим колоритом и многообразием красок. Это емкое понятие включает множество аспектов, базовым среди которых является супружеские отношения.
Но семейные отношения не ограничиваются отношениями между партнерами, а в дальнейшем и отношениями родителей и ребенка, все изменяется с появлением еще одного члена семьи: второго ребенка. С этого момента появляется необходимость рассматривать еще один аспект семейных отношений – это детские отношения.
В этой связи интересны воззрения зарубежных психологов: З. Фрейда и А. Адлера, А. Фромма, Г. Хоментаускаса о том, что порядок рождения ребенка в семье обуславливает всю его дальнейшую жизнь.
Наша работа внесла свой вклад в изучение сиблинговых отношений, а именно половозрастной аспект, т.е. изучение гендерных особенностей взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста со старшими и младшими сиблингами.
Данное исследование, с нашей точки зрения может быть полезно родителям, имеющим два или более детей для выработки рекомендаций в оптимизации детско-родительских отношениях, а также родителям, которые находятся в ожидании второго ребенка для профилактики конкурентных отношений между сибсами. Вместе с тем мы предполагаем необходимость нашей работы детям в выявлении конфликтных отношений между сиблингами, помощь в определении половозрастных особенностях сиблинговых отношений и выработка коррекционных программ по данной проблеме. Также необходимость полученных результатов важна педагогам, обучающим сиблингов для учета специфики их поведенческих характеристик в отношениях и учебной деятельности, например анализ снижения успеваемости ребенка, в связи с появлением младшего брата (сестры).
Перспективой развития представленной темы в дальнейшем может быть анализ конкретной ситуации одной семьи для соотношения воспитательных характеристик и особенностей отношений между сибсами, а также изучение влияния различных факторов на специфику отношений старшего и младшего сиблингов.
Анализ методического инструментария показал необходимость его расширения, а именно разработка методик на изучение сиблинговых отношений и эмпирическую представленность изучения младшего школьного возраста относительно данной проблематики, при этом методом исследования может выступать наблюдение. Вместе с тем подбор методического материала с учетом нашей темы, на наш взгляд был оптимальным. Применяемые опросники и проективные методики позволили изучить специфику детско-родительских и детских отношений в контексте внутрисемейной ситуации.
Информация по теме:
Психологические особенности младшего школьного возраста
Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством – поступлением ребенка в школу. Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляютс ...
Самочувствие личности в группе
Под самочувствием личности в группе понимается то общее психологическое состояние, эмоциональный и моральный настрой, который у нее доминирует в результате длительного пребывания в данной группе. Для того чтобы точнее определить самочувст ...
Умственные способности в среднем возрасте
В результате исследований возрастных изменений лонгитудинальным методом (длительное прослеживание возрастных изменений у одних и тех же людей) было обнаружено, что с возрастом несколько снижается когнитивная функция человека. Отдельные же ...