Объективные обстоятельства существования человека в эпоху античных империй благоприятствовали распространению чувства неуверенности в будущем, социальной незащищенности и т.п. Ослабевала вера в могущество человеческого разума. На этом фоне развивались философские учения, ориентирующие на поиск путей пребывания в уравновешенном, спокойном, довольном состоянии вне зависимости от обстоятельств окружающего мира. Среди них наибольшую известность приобрели школы стоиков и эпикурейцев.
Зенон и стоики (4–3 вв. до н.э.)
. В их представлении душа – одна из модификаций огненного воздуха (пневмы) составляющих содержание Космоса (Универсума) – носителя мировой души (Логоса). Счастье человека достигается лишь при условии существования в соответствии с Логосом. Если человек не достигает счастья, значит ему просто не хватило знаний для этого.
Однако в отличие от более раннего понимания гармоничной личности как такой, в которой сбалансировано чувственное и рациональное, стоики объявляли вредными любые «аффекты» (к которым относили удовольствие, отвращение, вожделение и страх), считая их порчей разума. Предпочитать следует вещи, сообразные с природой
Теоретические исследования мышления и его отношения к эмоциям сопровождались, говоря современным языком, созданием психотерапевтических методик, позволяющих людям обрести в тревожном мире состояние покоя и душевного равновесия. Все чаще философы становились целителями человеческих душ, каковыми позже стали священники (4).
Эпикур и его школа (4–3 вв. до н.э.).
Эти философы также были нацелены на избавление людей от страданий, но свои теории строили на иной космологической основе – они опирались на атомизм Демокрита, отрицая, однако, неотвратимость движения атомов строго по определенным законам (т.е. отрицали жесткую причинность в том числе – и в «движениях души») (4).
Эпикурейцы считали, что для счастливой жизни человеку необходимо отсутствие телесного страдания; невозмутимость души; дружба. Лучший путь к счастью – самоустранение от общественных дел.
Главный интерес для эпикурейцев представляет чувственный мир, поэтому их основной этический принцип – удовольствие. Но Эпикур представлял удовольствие не вульгарно и упрощенно, а как благородное спокойствие, уравновешенное удовольствие. Он считал, что желания человека безграничны, а средства их удовлетворения ограничены. Поэтому необходимо себя ограничить лишь потребностями, неудовлетворение которых ведет к страданию. От остальных желаний следует отказаться, в этом необходимы мудрость и благоразумие (4).
Последователем
Эпикура в Древнем Риме был Лукреций (1 в.н.э.)
.
Герофил и Эрасистрат (3 в. до н.э.)
– врачи Александрийского научного центра продвинулись в изучении головного мозга человека и установили различия между чувствительными нервами, идущими от органов чувств к мозгу и двигательными волокнами, идущими от мозга к мышцам. Это открытие было забыто, через две с лишним тысячи лет вновь установлено и легло в основу важнейшего для психологии учения о рефлексах (4).
Гален (1–2 вв. н.э.).
Древнеримский врач, описавший зависимость жизнедеятельности организма от нервной системы. Вслед за Гиппократом он развивал учение о темпераментах. Он утверждал, что первичны изменения в организме, а душевные переживания вторичны (4).
Плотин (3 в. н.э.).
Римский философ, религиозный мистик; развивал идея Платона. В молодости много путешествовал и знакомился с философией персов и индийцев. В центре философии Плотина – диалектическое единство трех субстанций – Единого, Ума, Души. Единое превышает все сущее и мыслимое и ему предшествует. Ум и Душа – две последовательные нисходящие субстанции от Единого к окружающему миру. Ум связан напрямую с Единым, а Душа – с Умом. Душа – это способ существования Ума вне него самого. Индивидуальная душа не может быть источником собственных внутренних образов и действий. Плотином разработаны основы учения о спасении, очищении души. Это знаменовало переход от античной традиции к средневековому христианскому мировоззрению (9).
Блаженный Августин (4–5 вв. н.э.)
Информация по теме:
Гармоничные отношения с родителями и другими взрослыми людьми как один из
факторов нормального развития личности подростка
Хорошо известен тот факт, что ведущую роль в подростковом возрасте играют отношения со сверстниками. В этом проявляются глубинные потребности подростка в развертывании социально-нравственных связей. В общении с ровесниками у подростков фо ...
Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушенным слухом
Слух играет большую роль в интеллектуальном и речевом развитии ребенка. Ребенок с сохранным слухом слышит речь взрослых, подражает ей и учится самостоятельно говорить. Слушая объяснения взрослого, малыш знакомится с окружающим миром, овла ...
История цветотерапии
Цвет - это свет, без которого немыслимо наше существование.
Мы воспринимаем цвет главным образом с помощью зрения, но неосознанно мы впитываем его через кожу, мышцы и даже кости. Цвет , проникая таким образом в наш организм, вызывает опр ...