Заключение

Психология » Интуиция, истина и творчество в медицине » Заключение

Рассмотрение научного творчества показывает его глубокую индивидуальную природу, большое значение в нем профессионализма и таланта исследователя, его нравственных качеств, интуиции и случайностей. В то же время, творчество не является таинственным явлением. Приближается разгадка механизма интуиции, распознается роль истины и роли факторов жизни и деятельности человека. Процесс научного познания на уровне индивидов интуитивен и дискутабелен, в нем сливается фактор случайности. Иногда случайность и предрасполагающий фактор оказываются доминирующими для «запуска» механизма интуиции, вероятный результат дополняется последующей дискурсивностью и определяется его истинность.

На уровне общества и культуры в целом, доминирующей оказывается необходимость, подчиняющая себе случайность. Деятельностная и социальная природа познания обеспечивает его рациональный в целом характер и закономерное развитие в логикой объективного мира. Такая трактовка научного познания и научного творчества несовместима с иррационализмом, логицизмом и агностицизмом, не учитывающими сложный, диалектический процесс научного творчества и недооценивающим в системе факторов научного познания, роль практической деятельности человека.

Человечество никогда не довольствовалось случайностями и стихийностью в познании мира. Всегда, на всем протяжении веков человек вел поиск средств направленного и эффективного воздействия на научное творчество. Как показывает опыт развития науки, научным творчеством ( в известных пределах) можно управлять. Это касается как условий проявления индивидуальных особенностей исследователя, в частности, интуиции, условий благоприятствующих встрече со « счастливой» случайностью, повышающих степень вероятности решения проблемы, так и условий социокультурного характера, социально-экономических, политических и общекультурных предпосылок, тоже поддающихся определенному регулированию. Нисколько не умаляя роли интуиции, случайности и истины в научном творчестве, ученые ориентируются, прежде всего, на рациональные способы исследования, действующие относительно автономно от той же интуиции, способные давать крупные научные результаты в этой связи и в то же время подводящие процесс познания к интуитивным скачкам.

Информация по теме:

Коррекция импульсивного поведения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством серии релаксационных упражнений
дошкольный задержка психологический импульсивный В психолого-педагогической литературе описаны разные подходы к организации коррекционной работы с импульсивными детьми. Выбор методов коррекции во многом зависит от причин импульсивного по ...

Характеристика конфликтов в психологической литературе
Понятие «конфликт» характеризуется исключительной широтой содержания и употребляется в разнообразных значениях. Самым общим образом конфликт можно определить как «предельный случай обострения противоречия». Психологи также подчеркивают, ч ...

Готовность к браку
Современное супружество предъявляет более сложные требования к личностному взаимодействию членов семьи. Оно не преподносится супругам в готовом, улучшенном виде, а задается им как задача, требующая больших личностных усилий, готовности и ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта