Критически осмысливая себя и окружающих, подросток протестует против ханжества взрослых, их мнимой праведности при нередкой лживости поступков.
Любой подросток, независимо от уровня интеллектуального развития, включая умственно отсталого, жаждет не просто внимания, но и понимания, доверия взрослых. Вполне естественно, что он стремится играть определенную роль не только среди сверстников, но и среди взрослых. Во взрослом же сообществе утвердилась позиция, препятствующая развитию социальной активности подростка - он ребенок, который должен знать свое место и слушать старших. В результате между взрослыми и подростками растет барьер, стремясь преодолеть который, многие подростки прибегают, прежде всего, к агрессивной форме поведения. Наиболее полную картину сущности агрессивного поведения дает анализ его мотивации. Заметную роль в этой мотивации играют чувства и эмоции негативного характера: гнев, страх, месть, враждебность и т.п. [35]
Агрессивное поведение детей подросткового возраста, связанное с этими эмоциями, выражается в драках, побоях, оскорблениях, телесных повреждениях, убийствах, в изнасиловании, в повреждении или уничтожении имущества [33].
Поскольку оценка любого поведения, в том числе и агрессивного, всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой, проблемное поведение, разновидностью которого является агрессия, часто называют девиантным, отклоняющимся. Такое поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, подразумевающее наличие явной или скрытой психологии. Во-вторых, это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то общественные и культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезные и наказываются в уголовном порядке - преступлениями.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, о том, что агрессивность у подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется в соответствующем поведении. Вместе с тем, на развитие агрессивности подростка могут влиять природные особенности его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя. Естественно, что в состоянии фрустрации подросток с подобной психической организацией ищет выход внутреннему напряжению, в том числе в драке, ругани и пр. Кроме того, агрессия может быть вызвана необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, в которой растущий человек не видит иного выхода, кроме драки или, по крайней мере, словесных угроз. Тем более для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя в глазах окружающих с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения, отражающей нормы принятия в определенные социальные группы. У умственно отсталых подростков это считается наиболее авторитетным и престижным, поскольку они не всегда способны адекватно отражать и осмысливать существующие социальные ценности. То есть в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренний и внешних условий развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления агрессии.
Информация по теме:
Сущность педагогической деятельности
Как и любой вид деятельности, деятельность педагога имеет свою структуру. Она такова:
1. Мотивация;
2. Педагогические цели и задачи;
3. Предмет педагогической деятельности;
4. Педагогические средства и способы решения поставленных зад ...
Межличностные стили решения конфликтов
Уклонение: этот стиль подразумевает, что человек старается уйти от конфликта. Его позиция – не попадать в ситуации, которые провоцируют возникновение противоречий, не вступать в обсуждение вопросов, чреватых разногласиями. Тогда не придёт ...
Роль самосознания в процессе профессионального самоопределения
Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. Личностное самоопределение че ...