Каждый из вариантов имеет свои недостатки и преимущества, неправильный выбор шкалы может приводить к результатам, не отражающим действительные трудовые настроения работника, коллектива [1; 6; 7].
Удовлетворенность трудом представляет собой структуру конкретных оценочных отношений к множеству конкретных сторон трудовой деятельности. Речь идет о таких аспектах характера и условий трудовой деятельности, которые достаточно осознаются, воспринимаются людьми, получают с их стороны определенную негативную либо позитивную оценку.
В таком случае структуру удовлетворенности трудом составляют:
· физическая среда - уровень безопасности, шума, температуры, загрязненности;
· эстетическая среда - световой фон, цветовое и художественное оформление помещения, средств труда, пространственное "решение" помещений;
· инфраструктура так называемого "соцкультбыта" - наличие мест отдыха, функционально-бытовых помещений, точек питания и т.д.;
· нормированность или ненормированность рабочего времени;
· режим, график работы;
· отдаленность работы от места жительства;
· первичные характеристики труда (тяжесть, интенсивность, сложность);
· вторичные характеристики труда (содержательность, монотонность, творческая насыщенность, интеллектуальная или физическая содержательность; наличие интересных решений в работе, риск, ответственность, моральные требования, новизна, возможность управления, планирования и т.д.);
· степень привязанности к рабочему месту, возможность перемещений в пространстве помещения и за его пределами;
· необходимость отрыва от места жительства и семьи;
· достаточность и соответствие квалификации;
· уровень организации труда;
· смысл выполняемых задач и функций (нормальная или бессмысленная работа);
· социальный климат в коллективе;
· отношения с руководством, стиль руководства;
· перспектива должностного и квалификационного роста;
· собственные результаты, показатели качества работы;
· заработная плата;
· коммуникативность, наличие или отсутствие общения на работе;
· возможность устанавливать связи и знакомства благодаря работе.
В различных видах труда существуют и выражаются свои особенно проблемные и особенно благоприятные аспекты работы, своя психология восприятия и оценки этих аспектов, своя мера субъективного фактора удовлетворенности ими [10].
В качестве уровневых типов можно различить общую и частную удовлетворенность трудом, т.е. трудом в целом и его отдельными аспектами. Существует несколько принципов соотношения между ними:
а) общая удовлетворенность возникает в результате значительного перевеса сумм положительных или отрицательных факторов друг над другом;
б) один из положительных или отрицательных факторов оказывается настолько значительным, что определяет общую удовлетворенность;
в) возникает относительное равновесие между положительными или отрицательными факторами, и общая неудовлетворенность оказывается неопределенной (при этом сравниваются либо суммы факторов, либо единичные факторы).
Существуют и некоторые специфические противоречия соотношения между общей и частной удовлетворенностью, проявляющиеся даже в опросах работников, которые:
1. затрудняются дать общую оценку своей трудовой деятельности, хотя легко указывают на некоторые конкретные положительные или отрицательные ее стороны;
2. выражают общую удовлетворенность работой, хотя затрудняются анализировать какие-то ее частности;
3. говорят о многих отрицательных аспектах, но уклоняются от общей отрицательной оценки или даже дают оценку положительную;
4. дают общую отрицательную оценку, хотя не приводят каких-либо конкретных аргументов [11].
Факторы удовлетворенности трудом:
1. Объективные характеристики трудовой деятельности. Уровень удовлетворенности трудом прямо зависит от особенностей характера и условий труда, при этом реализуется принцип "хорошая работа удовлетворяет, плохая не удовлетворяет". Индивидуальные особенности людей в данном случае не имеют большого значения, поскольку в определенных границах существуют общие для всех критерии приемлемости - неприемлемости.
2. Субъективные особенности восприятия и переживания. Во-первых, в результате исследований и наблюдений было замечено, что существуют самые непредсказуемые и неожиданные особенности отношения разных людей к одним и тем же аспектам условий и характера деятельности, в том числе и трудовой. В практике их почти невозможно учесть. Во-вторых, все люди как работники различаются уровнем притязаний и критичности. Еще в американской индустриальной социологии было популярным обсуждение тезиса "Нет хорошей или плохой работы, а есть удовлетворенный или неудовлетворенный человек".
Притязания и критичность могут быть справедливыми и несправедливыми. Они всегда дают повод для рассуждений о культуре поведения. Например, завышенные притязания и критичность в отношении характера и условий труда являются показателем избирательности, принципиальности, вкуса, уровня профессионального мышления или же, наоборот, нескромности, отсутствия воли и характера, неуважения к другим.
Информация по теме:
Лишняя хромосома Y как причина антисоциальности
Кариотип 47, XYY проявляется только у мужчин. Характерные признаки людей, обладающих дополнительной Y - хромосомой высокий рост. При этом ускорение роста начинается в достаточно раннем возрасте и продолжается весьма долго.
Частота данног ...
Физиологическая основа пищевого поведения
Пищевое поведение определено функционированием структур гипоталамуса. Гипоталамус – это внешний подкорковый центр вегетативной нервной системы. Эта подбугорная область промежуточного мозга долгое время является важным объектом различных н ...
Страхи нормально развивающихся детей и причины их возникновения
Поскольку страх - это эмоциональная реакция на воспринимаемую угрозу, он обеспечивает защитный механизм выживания, предупреждая человека об опасности.[5;101] Слабые или умеренные реакции страха считаются нормальными и адаптивными, побужда ...