В то же время развитие внутренних мотивов учебной деятельности отстает от познавательного развития. На основе познавательной потребности может сформироваться новая ее форма – теоретический интерес к действительности, но лишь при особых условиях (например, развивающем обучении). Проведенное М.В. Матюхиной исследование позволило сделать вывод, что познавательный интерес (интерес к содержанию и процессу) и особенно интерес теоретического типа, у большинства детей даже к концу младшего школьного возраста находится на низком или средненизком уровне. Среди внутренних мотивов учебной деятельности «наиболее характерны для младших школьников мотивационные явления, связанные не с содержанием, а с процессом учебной деятельности. Большинство младших школьников проявляют высокий уровень стремления к умственной деятельности, что прежде всего выражается в объеме выбираемых интеллектуальных заданий. Но особенно ярко, по данным М.В. Матюхиной, это проявилось в индивидуальном эксперименте вне урока, где дети чувствовали себя более свободно, а задания носили занимательный характер. Отмечено, что к III классу рост этой активности замедляется. Самый высокий уровень активности младшие школьники проявили при выборе трудных заданий (стремление к выполнению трудных заданий)» (М.В. Матюхина, 1984). Но, по данным М.В. Матюхиной, такую активность чаще всего дети проявляют в индивидуальном эксперименте при выборе внеучебных задач и на уроке при выборе учебных задач без отметки. Внутренние мотивы познавательного характера (учебно-познавательные, теоретический интерес к действительности) развиваются приоритетно и становятся значимыми побудителями учебной деятельности при специально организованном учебном процессе – например, в рамках развивающего обучения по Д.Б. Эльконину – В.В. Давыдову. Особенности подросткового возраста, выявленные в исследованиях психологов, а также исследования подростковой агрессивности, позволяют утверждать, что переход от младшего школьного к подростковому возрасту сопровождается снижением учебной мотивации. Прежде всего, это снижение происходит за счет того, что внешние мотивы учебной деятельности исчерпывают свою побудительность, а внутренние не успели развиться в той мере, чтобы компенсировать падение мотивации, связанное с динамикой внешних мотивов. Соотношение этих изменений с изменениями агрессивности требует отдельного обсуждения.
Информация по теме:
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с
задержкой психического развития
Проблема неуспеваемости определенной части учащихся начальной массовой общеобразовательной школы давно привлекала к себе внимание педагогов, психологов, медиков и социологов. Ими была выделена определенная группа детей, которых нельзя отн ...
Дефицитное общение: комплексные трудности в общении
Дефицит доверительных близких отношений приводит к тяжелому чувству потери связи с людьми, к психологическому одиночеству.
К трудностям общения, в основе которых, в отличии от застенчивости, лежит дефицит доверительного общения, можно от ...
Роль и задачи консультантов “ТД”. Деятельность службы
психологической помощи по телефону
“Телефон Доверия” является службой экстренной анонимной психологической помощи населению по телефону. Она считается одной из форм психопрофилактической работы, социально-терапевтической помощи, адресованной лицам, находящимся в кризисных ...