Мотивация учебной деятельности младших школьников и младших подростков

Психология » Анализ агрессивности у детей при переходе из начальной школы в среднюю и её соотношение с мотивацией учебной деятельности » Мотивация учебной деятельности младших школьников и младших подростков

Страница 1

В психологии мотивацией принято называть побуждения, вызывающие активность индивида и определяющие её направленность. Термин "мотивация", взятый в широком смысле, используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека. Обычно под мотивацией учебной деятельности в литературе понимается совокупность мотивов, побуждающих учебную деятельность (например, Практическая психология образования, 2004).

Понятие мотивации учебной деятельности следует отличать от других, используемых в психологии, и прежде всего понятия школьной мотивации. Под школьной мотивацией, как правило, понимается вся совокупность мотивов, побуждающих ребенка посещать школу. Мотивация учебной деятельности – понятие заведомо более узкое, поскольку не все, что ребенок делает в школе, можно назвать учебной деятельностью.

Мотивация учебной, как и любой другой, деятельности определяет ее продуктивность: «Мотивация как направленная активность предполагает, на наш взгляд, определенное соотношение динамической и содержательной сторон. Рассматривая таким образом мотивацию, мы исходим из того, что продуктивность деятельности, ее процесс и результат определяются, во-первых, направленностью мотивов, их содержанием, а во-вторых, степенью активности, напряженности мотивов соответствующего содержания, что в целом создает своеобразие мотивации личности» (М.В. Матюхина, 1984).

В педагогической психологии были предложены различные типологии мотивов учебной деятельности (А.К. Маркова, М.В. Матюхина, В.Э. Мильман и др.). Известная классификация мотивов учебной деятельности предложена А.К. Марковой (22). Она основывается на классификации Л.И. Божович и выделяет аналогичные группы учебных мотивов, дифференцируя каждую из них. К уровням (подвидам) познавательной мотивации относятся: широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями – фактами, явлениями, закономерностями), учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний), мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний, и затем на построение специальной программы самосовершенствования). Социальные мотивы могут иметь следующие уровни: широкие социальные (долг и ответственность; понимание социальной значимости учения), узкие социальные или позиционные мотивы (стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение), мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другими людьми). А.С. Герасимова (10) считает классификацию Л.И. Божович наиболее полной.

Другой, довольно распространенной классификацией является та, в которой мотивы деятельности учения делятся на внешние и внутренние.

В отечественной литературе существуют два подхода к различению внутренней и внешней мотивации. Один подход использует в качестве критерия разделения характер связи между учебным мотивом и другими компонентами учения (ее целью, процессом). Если мотив реализует познавательную потребность, связан с усваиваемыми знаниями и выполняемой деятельностью (совпадает с конечной целью учения), то он является внутренним. Если мотив реализует непознавательную (социальную по классификации) потребность, не связан с получением знаний (не совпадает с целью учения), то он называется внешним. В таком случае внутренними являются только познавательные мотивы на овладение новыми знаниями и способами их добывания. Этой точки зрения придерживаются П.Я Гальперин, Н.Ф. Талызина, Н.В. Елфимова, П.М. Якобсон, М.Г. Ярошевский и др.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Страхи нормально развивающихся детей и причины их возникновения
Поскольку страх - это эмоциональная реакция на воспринимаемую угрозу, он обеспечивает защитный механизм выживания, предупреждая человека об опасности.[5;101] Слабые или умеренные реакции страха считаются нормальными и адаптивными, побужда ...

Вильгельм Вундт: "Введение в психологию"
На вопрос о задаче психологии обыкновенно отвечают: эта наука должна изучать состояния сознания, их связь и отношения, чтобы найти в конце концов законы, управляющие этими отношениями. Сознание представляет собой сумму сознаваемых нами со ...

Эпоха расцвета классической древнегреческой культуры
Эмпедокл Акрагантский (5 в. до н.э.). Основу учения Эмпедокла – врача и философа – составляет концепция о четырёх стихиях, которые образуют «корни» вещей. Этими корнями являются Огонь, Воздух, Вода и Земля. Они заполняют всё пространство ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта