Основные составляющие функциональной системы

Психология » Роль теории функциональных систем П.К. Анохина в развитии современной нейропсихологии » Основные составляющие функциональной системы

Центральным пунктом функциональной системы является рецепторное образование, которое по своим триггерным свойствам точно приспособлено к физическим или химическим параметрам определенного полезного эффекта. Конечный приспособительный эффект системы и его рецепторный аппарат составляют взаимосвязанный комплекс. Именно рецепторная часть функциональной системы является наиболее консервативным его образованием, удерживающим часто в течение жизни организма постоянство полезного эффекта.

В состав функциональной системы входят, по крайней мере, две категории физиологических механизмов с весьма различными свойствами:

1) механизмы, обладающие крайней консервативностью (рецепторы результата) и относительной консервативностью (сам конечный эффект);

2) узловые механизмы системы, а именно средства достижения приспособительного результата, обладающие весьма широкой пластичностью и возможностью к взаимозамене.

Универсальная модель функциональной системы – средство изучения любого интегративного образования, поддерживающего тот или иной полезный эффект или достигающего его в жизни организма. Универсальность отдельных механизмов функциональной системы свидетельствует о том, что жизненный процесс, когда-то организованный на основе саморегуляторных приспособлений. Уже очень давно сформировал функциональную систему как аппарат сложнейших интегративных приспособлений. В качестве таких «находок» эволюции, которые оказались в процессе естественного отбора полезными для прогрессивного развития органической природы и получили повсеместное распространение на высших этапах ее развития, П.К. Анохон указывает, например ДНК. Оказавшись полезной для передачи наследственных признаков, ДНК приобрела универсальное значение вещества наследственности для самых различных представителей органического мира, начиная от вируса и кончая человеком. Другим примером может служить мембрана живой клетки, структура которой принципиально не изменилась в ходе эволюции. Предполагается, что и функциональная система, обеспечивающая эффект, широко известный под общим названием «целесообразность», сохраняет свою первоначальную структуру.

Состав функциональной системы не определяется топографической близостью структур или их принадлежностью к какому-либо разделу анатомической классификации. В функциональной системе могут быть избирательно вовлечены как близко, так и отдаленно расположенные структуры организма. Она может вовлекать дробные разделы любых цельных в анатомическом отношении систем и даже частные детали отдельных органов. Единственным фактором, определяющим избирательность этих соединений, является биологическая и физиологическая архитектура функции, в отдельных случаях даже и ее механика. Единственным же критерием полноценности этих объединений является конечный приспособительный эффект для целого организма, наступающий при развертывании процессов в данной функциональной системе.

Всякая функциональная система обладает регулятивными свойствами, присущими ей как целому и отсутствующими у ее частей. Регулятивные свойства функциональной системы заключаются прежде всего в том, что при любом дефекте в одной из ее частей, приводящем к нарушению полезного эффекта, происходит быстрая перестройка составляющих ее процессов. Наиболее отчетливой закономерностью системной деятельности является прогрессивное устранение афферентных влияний из общей суммы афферентаций данной системы, как только она переходит на стационарное функционирование, (принцип сужения афферентации). Конечным итогом сужения афферентации всегда сохранение какой-то остаточной, иногда очень ограниченной, «ведущей афферентации». Интегративный характер функциональной системы сказывается в том, что при любом нарушении ведущих афферентных импульсаций или при отклонении в конечном результате на сцену моментально выступают «резервные афферентации», т.е. устраненные раньше афферентные импульсы, вследствие чего функциональная система как целое сохраняет свою полезную для организма архитектуру.

Информация по теме:

Сущность педагогической деятельности
Как и любой вид деятельности, деятельность педагога имеет свою структуру. Она такова: 1. Мотивация; 2. Педагогические цели и задачи; 3. Предмет педагогической деятельности; 4. Педагогические средства и способы решения поставленных зад ...

Направления исследования гендерных различий
В настоящее время не существует одной теории гендерных ролей как таковой. Гендерные роли, их характеристики, происхождение и развитие рассматриваются в рамках различных социологических, патологических и биосоциальных теорий. Проблема ген ...

Психометрические теории интеллекта
Эти теории утверждают, что индивидуальные различия в человеческом познании и умственных способностях могут быть адекватно вычислены специальными тестами. Приверженцы психометрической теории полагают, что люди рождаются с неодинаковым инте ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта