Успешность общения отчужденных значительно ниже среднего по выборке и объясняется как внутренней конфликтностью, так и чувством бессилия, одиночества, реальной и психологической отъединенностью.
Отчужденность может быть и не слишком тяжелым переживанием, поскольку является (условно) добровольно выбранным одиночеством. Но дефицит общения накладывает свой отпечаток на личность и формирует ущербную потребность в общении, приводя к дальнейшему ослаблению связей с людьми.
В последние годы у юношества, испытывающего самые разные трудности в общении, появилась возможность получить профессиональную консультацию и помощь специалистов-психологов. В Петербурге создаются специализированные школы общения, предлагающие хорошо продуманную программу лекций, бесед, практических занятий, консультаций.
Опрос участников одной из таких школ проводился в 1990-1991 гг. Для исследования были использованы методики СУМО ("Саморегуляция и успешность межличностного общения") и опросник "Семья и друзья", а также личностный опросник Р. Кэттелла. Было опрошено 83 человека (63 девушки и 20 юношей) в возрасте от 16 до 21 года. Для сравнения использовался материал опроса по тем же методикам 490 учащихся старших классов петербургских школ.
По своему демографическому составу и психологическим характеристикам группа из школы общения значительно отличается от старшеклассников обычной средней школы. Количество лиц, испытывающих при общении разнообразные трудности, составляет от 1/4 (аутистичные, чрезмерно сенситивные) до 3/4 (застенчивые) общего числа опрошенных участников школы общения.
Оказалось, что полная семья есть только у половины опрошенных, у остальных в семье нет отца. Лидером в полной семье чаще бывает мать. Слабое влияние отца в семье может быть одной из причин трудностей в общении. У пятой части молодежи совсем нет друзей. Половина из обследованных вела дневник, что свидетельствует о высокой рефлексивности при недостаточности дружеских связей.
Слушатели школы общения менее свободны, раскованны; они не умеют поддерживать контакт, с трудом используют мимику и жесты, невысоко оценивают свои возможности в сфере общения и способность влиять на людей. Низок уровень самоуважения, выражено обостренное чувство собственной неполноценности. При этом, несмотря на недостаточное развитие навыков и умений, эти лица не конфликтны. В то же время они, испытывая чувство отъединенности от людей, переживают невозможность доверительного общения.
Такой большой вес и разнообразие различных трудностей в относительно небольшой группе молодежи, объединенной общим стремлением к улучшению своих взаимоотношений и большей удовлетворенности общением, позволяет предположить наличие синдрома трудностей. В одних случаях
это -
определенный дефект личностной структуры, в других - неблагоприятное
сочетание свойств личности с отсутствием умений.
Трудности лиц, обратившихся в школу общения, выражаются в доминировании таких черт, как застенчивость, отчужденность, аутистичность, интровертированность, которые в среднем незначительно превышают выраженность этих проблем у учащихся средней школы.
Психологические принципы для выработки рекомендаций и оказания профессиональной психологической помощи должны опираться на представление о сложности, связанности и личностной укорененности трудностей общения, с некоторыми из которых (застенчивость, замкнутость) необходимо научиться жить.
Роль психолога в этом случае должна заключаться в снятии у человека излишней самокритичности, пессимизма, неуверенности в себе. Невротизированным требуется психотерапевтическая помощь, а тем, кто не сформировал в семье необходимые навыки и умения, поможет социально-психологический тренинг.
Информация по теме:
Энергоинформационные рисунки
Любой рисунок, как и любой цвет, оказывает на человека определенное воздействие и несет свою индивидуальную энергию.
Здесь все имеет значение: и цветовая гамма рисунка, и само изображение, и даже настроение художника, с которым он работа ...
Системные, коммуникативные и внутренние качества лидера
В психологии выделены качества, которые, являются ключевыми и наиболее полно определяют лидерство. Для этого был сформирован ряд критериев, которым должны соответствовать эти качества. Во-первых, качество лидера должно быть разделяемо бол ...
Феноменология телесности в психологии
Телесность оказалась "теоретически невидимой" для психологии, несмотря на свою очевидность. Декларируя психосоматическое единство человека, психология занимается преимущественно явлениями сознания, высшей психической деятельност ...