Вряд ли нужно особенно подчеркивать, что проблема влияния характера на формирование личности важна не только в теоретическом плане. Она имеет исключительно важные выходы в практику воспитания и самовоспитания, так как прямо подводит к вопросам о методах воспитания детей, с учетом их индивидуальных характеров, о способах профилактики и разрешения, напряжений, создаваемых различными характерами в межличностных отношениях, о природе и путях разрешения некоторых внутренних проблем личности и т.д.
Итак, можно сказать, что активность общества, направленная на формирование личности, равно как и весь процесс формирования личности в целом, "встречает" в индивидуальных характерах разную почву. И вот в результате таких встреч возникают типичные сочетания характерологических и личностных свойств. Они и отражены в "типах характера", хотя точнее следовало бы говорить о "личностно-характерологических типах". Подчеркнем, что типичность обсуждаемых сочетаний означает не предопределенность личности характером, а лишь закономерное проявление роли определенных черт характера в процессе формирования личности [4].
Теперь об обратном отношении, т.е. о влиянии личности на судьбу характера. Проявления характера гораздо более непосредственны, чем проявления личности. Когда человек "отправляет" свой характер, то он скорее побуждается тем, что ему "естественно", что "хочется" или "не хочется". Когда же он начинает действовать как личность, то руководствуется скорее тем, что "должно", что "следует", "как полагается". Иными словами, с развитием личности человек начинает жить более нормативно не только в смысле общей направленности, но и в смысле способов поведения. Это может быть выражено общей формулой, согласно которой личность в своем развитии "снимает" характер.
Чтобы пояснить это, воспользуемся литературным примером из романа "Идиот". Зададим вопрос: каким характером обладает герой романа князь Мышкин? Прослеживая его поведение, особенно в разнообразных и довольно острых ситуациях, можно обнаружить, что трудно определенно ответить на этот вопрос. Князь, конечно, не "бесхарактерный", но в то же время его нельзя оценить как человека упрямого или уступчивого, вспыльчивого или спокойного, решительного или боязливо-тревожного. С точки зрения этих характеристик его поведение противоречиво. Однако это противоречие разрешается, если увидеть за поступками князя не черты характера, а его "идеологию". Глубокая идейность составляет суть этого образа. Иными словами, князь Мышкин у Достоевского - это образ личности "per se"! Вот почему трудно определить его характер: он полностью превзойден и "отменен" личностью.
Информация по теме:
Влияние родительских отношений на проявление тревожности у детей старшего
дошкольного возраста
Одним из факторов, влияющих на появление тревожности у детей, как указывают А.И. Захаров, А.М. Прихожан и другие, являются родительские отношения. Приведём подборку исследований зарубежных и отечественных авторов по данной проблеме.
К. М ...
Общая структурно-функциональная модель работы мозга
Поскольку психические процессы человека являются сложными функциональными системами, не локализованы в узких, ограниченных участках мозга, а осуществляются при участии сложных комплексов совместно работающих мозговых аппаратов, является н ...
Детская одаренность
Подтверждением того, что проявление детской одаренности обусловлено в большинстве своем именно возрастными, возникающими в определенную пору жизни, особенностями, можно считать стремительный подъем способностей у ребенка, приближение его ...