Нарушение эмоциональных связей между родителями и несовершеннолетними можно констатировать и в тех случаях, когда психологические трудности несовершеннолетних не были связаны с беременностью. Эти нарушения особенно характерны для ситуаций сексуального насилия.
Информативны случаи обращения в консультацию, не связанные с беременностью или сексуальным насилием. Они раскрывают наиболее психологически сложные для несовершеннолетних ситуации общения с другим полом.
Обсуждая эти примеры, нужно отметить, что редкий подросток не имеет опыта распавшейся дружбы, безответной влюбленности, непонимания. Абсолютное большинство самостоятельно решает эти проблемы, преодолевает вызванные ими негативные эмоции, находит психологическую поддержку в своем окружении. В связи с этим не без интереса выяснить, чем отличаются подростки, которые ищут профессиональной психологической помощи.
Отметим, что информирование общественности о психологических консультациях оказывает положительное воздействие и на несовершеннолетних, они чаще самостоятельно обращаются за психологической помощью. В то же время значительная часть несовершеннолетних еще не обладает необходимой информацией. Среди обратившихся в консультацию каждый седьмой несовершеннолетний имел предварительно некоторый опыт общения с психологом (психолог был среди его родственников, в консультацию ему посоветовал обратиться учитель психологии и т. д.).
Другой важный вопрос — личностные особенности консультированных несовершеннолетних. Некоторые тенденции, обусловившие возникновение потребности в консультациях, могут быть выявлены с помощью типологии акцентуаций характера, предложенной А. Личко. Оказалось, что в консультацию из-за трудностей общения с другим полом в основном обращаются подростки истероидной (примерно 70 %) и эпилептоидной (около 15 %) акцентуации. Понятно, что в других консультационных службах распределение может быть иным, но приведенный здесь факт обращает внимание на определенную группу подростков, которым свойственны эмоциональная неустойчивость, инфантилизм, неумение предвидеть последствия своих поступков, повышенная внушаемость. В еще большей степени консультированные подростки выделяются по своим социально-психологическим характеристикам. Их объединяет неумение интегрироваться в группы сверстников и отчуждение в семье. Оба эти свойства могут проявляться различно. Неблагополучие в семье может варьировать от эмоционально холодных отношений до открытой враждебности. Изоляция от сверстников тоже может быть ярко выраженной (подростка третируют, он является объектом насмешек и т. п.) или у него «просто» нет друзей. Исследование данных свойств какими-нибудь стандартизированными методиками может их и не зафиксировать. Хотя субъективно ситуация эмоциональной изоляции очень часто переживается, а типичным ее выражением становится чувство небезопасности, истоки этого чувства не всегда известны и во многих случаях связаны с нестабильными отношениями между родителями, разводом. Подростки, чувствуя себя небезопасно, ищут опеки и эмоциональной стабильности в отношениях с человеком другого пола, хотя сами редко когда способны на зрелые чувства и ответственность. Кроме того, их требования к другу (подруге) часто недостаточно конкретны, им трудно понять и выразить свои пожелания. Подобные обстоятельства не способствуют возникновению крепкой и постоянной связи. А так как потребность в ней была высокой, конфликт с другом (подругой) нередко заметно отражается на поведении подростков, например, они бросают школу, перестают контролировать питание (едят или слишком много или слишком мало и т. д.). Свое эмоциональное состояние эти подростки описывали как чувство пустоты, бессмысленности, тоски.
Поведение окружающих в таких случаях часто способствовало усилению кризиса. Мало и эмоционально бедно общающиеся с родителями, отвергнутые сверстниками подростки наказывались за «капризы», их высмеивали. Такое воздействие давало негативный результат, усиливало кризис. Важно отметить, что и доброжелательная помощь иногда оказывалась неэффективной или даже вредной. Обычно это случалось, когда взрослые пробовали восстановить дружбу подростков.
Информация по теме:
Предназначение семьи. Формирование установки на
вступление в брак и деторождение
Среди многих аспектов проблемы формирования психологической готовности молодежи к семейной жизни в качестве одного из важнейших можно выделить правильное понимание молодежью роли семьи и брака в современном обществе, что, в свою очередь, ...
Социотипы и способы их выделения
Как говорилось ранее, основной подход соционики выражается в формировании моделей информационного метаболизма и выделение 16 различных психотипов.
Прежде всего, рассмотрим, что же понимается под психотипом в соционике.
Соционический тип ...
Психологическое обеспечение развития воображения
педагогов в процессе профессиональной деятельности
Требования, предъявляемые к педагогу на современном этапе развития образования, предусматривают индивидуально-творческий подход к его подготовке, который обеспечивает овладение специальностью на личностном уровне. При этом можно не только ...