Психологическая характеристика младших подростков

Психология » Особенности межличностных конфликтов младших подростков, обусловленные их личностными характеристиками » Психологическая характеристика младших подростков

Страница 4

Нельзя не упомянуть и вопрос о взаимоотношениях между младшими подростками и учителями. Положение учителя само по себе не гарантирует уважительного отношения со стороны младших подростков, и наставник должен обладать определенными качествами и вести себя определенным образом, чтобы заслужить такое к себе уважение. От того, как учитель, сможет проявить себя при работе с младшими подростками, зависит их отношение к нему в процессе дальнейшего обучения в школе. Строгость нужна, но ее следует сочетать с настойчивостью, вежливостью и занимательностью изложения нового материала [29].

Таким образом, обобщая проблему психического развития младших предростков, отметим следующие возрастные особенности младшего подростка:

¾ потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;

¾ повышенная утомляемость;

¾ стремление обзавестись верным другом;

¾ стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;

¾ повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе;

¾ стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;

¾ отсутствие авторитета возраста;

¾ отвращение к необоснованным запретам;

¾ восприимчивость к промахам учителей;

¾ переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;

¾ отсутствие адаптации к неудачам;

¾ отсутствие адаптации к положению “худшего”;

¾ тенденция предаваться мечтаниям;

¾ боязнь осквернения мечты;

¾ ярко выраженная эмоциональность;

¾ требовательность к соответствию слова делу;

¾ повышенный интерес к спорту;

¾ увлечение коллекционированием, увлечение музыкой и киноискусством.

Таким образом, проблеме подросткового возраста уделялось и уделяется большое внимание зарубежных и отечественных психологов.

Подростковый возраст – период онтогенеза, переходный между детством и взрослостью, выделен в качестве особого периода развития в XIX в. Важность подросткового возраста определяется тем, что в нем закладываются основы и намечаются общие направления формирования моральных и социальных установок личности. Важным этапом созревания является процесс формирования самосознания. Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная. Общаясь в первую очередь со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни. Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. В этом возрасте у подростка продолжают развиваться такие операции, как классификация, аналогия, обобщение и др. Подросток приобретает взрослую логику мышления. Потребности, чувства, переполняющие подростка, выплёскиваются в воображаемой ситуации. Успех или неуспех в учении также влияет на формирование отношения к учебным предметам. Устойчивые учебные мотивы формируются на основе познавательной потребности и познавательных интересов.

Важной особенностью переходного возраста выделяется кризис идентичности или, по мнению Э. Эриксона, «идентификация или путаница ролей». Подросток активно «примеряет» на себя различные социальные роли, определяет требования, возможности и права, присущие каждому новому образу. Безусловно, в ролевом веере будут присутствовать и негативные объекты, само существование которых может провоцировать конфликтные ситуации.

Все это еще раз подчеркивает важность изучения подросткового возраста. От того, как протекает данный возрастной период, какие изменения происходят в личности ребенка, во многом зависит дальнейшая его жизнь.

Страницы: 1 2 3 4 

Информация по теме:

Психическая ригидность в этиопатогенезе нервных расстройств
Психическая ригидность является одной из тех территорий психологии, вступив на которую исследователь оказывается на очень зыбкой почве, насыщенной всяческими трудностями и сюрпризами. Психическая ригидность – отнюдь не простое понятие, и ...

Психологические особенности внутриличностных конфликтов в подростковом возрасте
Ребёнок, переживающий очередной возрастной кризис в большей мере подвержен конфликтам, особенно это свойственно подростку. Р. Бенедикт основную причину кризисности подросткового возраста видела в различиях норм поведения для взрослых и де ...

Влияние родительских отношений на проявление тревожности у детей старшего дошкольного возраста
Одним из факторов, влияющих на появление тревожности у детей, как указывают А.И. Захаров, А.М. Прихожан и другие, являются родительские отношения. Приведём подборку исследований зарубежных и отечественных авторов по данной проблеме. К. М ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта