Выявление резервов роста производительности труда

Психология » Психологическая наука и общественная практика » Выявление резервов роста производительности труда

Страница 1

Достижения техники и технологии, совершенствование системы экономического планирования и управления производством открывают мощные резервы роста производительности труда, но они могут быть по-настоящему реализованы только при условии развития творческой активности человека.

Существенным моментом совершенствования трудовой деятельности человека является ее психологический анализ: в частности, выявление обусловленных этой деятельностью требований к восприятию и вниманию, памяти и мышлению, эмоциям и воле человека и определение наиболее эффективных путей формирования важных для той или иной конкретной деятельности психологических качеств. Сюда же относится изучение строения (структуры) трудовой деятельности, определение ее основных «составляющих», взаимоотношений между ними, динамики деятельности и механизмов ее регуляции.

Эти и ряд других вопросов, а также связанных с ними практических задач составляют предмет особой научной дисциплины – психологии труда.

Поскольку деятельность человека является ведущими компонентом производственного процесса, естественно, что при любом его изменении возникает вопрос: как это изменение повлияет на деятельность, а вместе с тем и на психику человека? В одних случаях оно может повести к усложнению человеческой деятельности, а соответственно к увеличению нагрузки на «психическую сферу», в других – к упрощению, связанному с обеднением содержания деятельности. И тот и другой варианты требуют специального психологического изучения.

Важную научную задачу составляет изучение механизма влияния психологических факторов на динамику работоспособности человека – как физической, так и умственной. Эти факторы могут, как известно, либо содействовать сохранению работоспособности на высоком уровне в течение длительного времени и препятствовать развитию утомления, либо действовать противоположным образом. Целостная картина динамики работоспособности и управляющих ею механизмов вряд ли может быть получена без детального изучения ее психологических составляющих.

Психология труда участвует также в решении задачи повышения уровня мотивации трудовой деятельности, от характера которой существенно зависит эффективность морального и материального стимулирования труда. Нужно отметить, что часто понятия «мотив» и «стимул» отождествляют. Между тем это не одно и то же. Мотив – это то, что побуждает человека к деятельности, является внутренней силой поведения. Стимул – это внешнее воздействие. Действие стимула опосредованно психикой человека: его чувствами, настроениями, интересами, склонностями, взглядами и т. д. поэтому стимул лишь тогда становится реальной побудительной силой, когда он превращается в мотив. Важнейшей задачей психологии труда является изучение закономерностей такого превращения, его механизмов, факторов и условий, влияющих на него.

В решении задач повышения производительности труда участвуют не только психология труда, но и другие психологические дисциплины. Человек, осуществляющий свою трудовую деятельность на том или ином месте работы, чаще всего является включенным в определенный трудовой коллектив. Проблема организации и развития трудовых коллективов включает много аспектов: экономический, социальный, политический, социально-психологический. Когда говорят об этом последнем, то имеются в виду такие моменты жизни коллектива , как «психологический климат», «настроение коллектива», «межличностные отношения», механизмы подражания, внушения, сопереживания.

Социально-психологические факторы существенно влияют на такие характеристики трудового коллектива, как уровень организованности (сработанности), способы обмена информацией между ее членами, уровень коллективной инициативы и «творческого потенциала», а в конечном счете – на производительность труда.

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Защитные механизмы личности
Постоянное противоборство трех сфер личности в значительной мере смягчается специальными “защитными механизмами”, образовавшимися в результате эволюции человека. В своих трудах З. Фрейд выделял важнейшие неосознаваемые защитные механизмы, ...

Потеря интереса как показатель отчуждения от образования у подростков
Одним из важнейших моментов, раскрывающих психологическую сущность отношения подростков к учению (любит ли данный школьник учиться, старательно или небрежно он относится к своим школьным обязанностям и пр.), является та совокупность мотив ...

Развитие восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Р.Е. Левина, изучая наиболее тяжелые речевые расстройства, выделила и подробно описала такую категорию детей, у которых наблюдается недостаточная сформированность всех языковых структур. У детей данной группы в большей или меньшей степени ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта