руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, а, следовательно, чувствуют страх и неуверенность. Нежелание и неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку он оказывается лишен психологических механизмов, необходимых для ответственного, самостоятельного поведения в обществе.
· Хаотический стиль воспитания характеризуется отсутствием единого подхода к воспитанию, когда нет выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями. При таком стиле воспитания оказывается фрустрированной одна из базовых потребностей личности – потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках. Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности, провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а иногда даже агрессивность, неуправляемость и социальную дезадаптацию. У подростка при таком воспитании не формируется самоконтроль и чувство ответственности, отмечается незрелость суждений, заниженная самооценка.
· Опекающий стиль воспитания характеризуется стремлением постоянно быть около ребенка, решать за него возникающие проблемы. В этом случае родители бдительно следят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельность, тревожатся, что с ним может что-то произойти. Несмотря на внешнюю заботу, подобный стиль воспитания, приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с другой – к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.
Информация по теме:
Общая характеристика подросткового возраста
Психологическое содержание подросткового возраста до сих пор остается предметом дискуссий отечественных психологов. Несмотря на большое количество исследований в этой области, наука пока не пришла к единой точки зрения на вопросы: что явл ...
Возрастные особенности младших подростков
Психологические особенности младшего подростка во многом похожи на характеристики младших школьников. Прежде всего, к началу подросткового возраста у детей формируются новообразования, которые затем определяют психологический облик подрос ...
Теория системной динамической локализации высших психических функций
Отечественная нейропсихология сформировалась на основе положений общепсихологической теории, разработанной в советской психологии Л.С. Выготским и его последователями – А.Н.Леонтьевым, А.Р.Лурия, П.Я.Гальпериным и др. Основу этой теории с ...