Синдром "выгорания" (burnout) представляет собой многомерный конструкт, набор многомерных психических переживаний, "истощение" от длительного воздействия напряжения в профессиях, которые связаны с интенсивными межличностными взаимодействиями, сопровождающимися эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью.
Впервые термин "выгорание" был введен американским психиатром Х.Фреденбергом в 1974году для характеристики психического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами при оказании им профессиональной помощи. Первоначально под "выгоранием" понималось состояние изнеможения с ощущением собственной бесполезности, затем оно стало содержательно неоднозначным и многокомпонентным, что вызвало значительные затруднения в его изучении. Х. Дж. Фрейденберг описывает "выгорающих" следующим образом: они – сочувствующие, гуманные, мягкие, увлекающиеся, идеалисты, ориентированные на людей и – одновременно – неустойчивые, интровертированные, одержимые навязчивой идеей (фанатичные), "пламенные" и легко солидаризирующиеся.
Р. Шваб в 1982 году расширяет группу профессионального риска: это – прежде всего учителя, полицейские, тюремный персонал, политики, юристы, нижнее звено торгового персонала, менеджеры всех уровней.
Затем последовал ряд работ, где профессиональное выгорание трактуется как потеря творческого потенциала, отсутствие новых идей, но это определение не охватывает весь спектр данного синдрома, а является одним из симптомов выгорания, как и следующее определение: отсутствие изменений в процессе работы, вдохновения и интереса к работе (Маслач называет этот термин реакцией на скуку). Однако, как показывают различные исследования в этой области, возникновение скуки во время выполнения работы, рутинная работа, а также регулярный вынужденный простой (отсутствие заданий) есть предпосылки возникновения эмоционального выгорания.
Е. Махер (1983 г.) в своем обзоре обобщает перечень симптомов "профессионального выгорания": усталость, утомление, истощение; психосоматические недомогания; бессонница; негативное отношение к клиентам; негативное отношение к самой работе; скудость репертуара рабочих действий; злоупотребления химическими агентами: табаком, кофе, алкоголем, наркотиками; отсутствие аппетита или, наоборот, переедание; негативная "Я-концепция"; агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, взволнованность до перевозбуждения, гнев); упадническое настроение и связанные с ним эмоции: цинизм, пессимизм, чувство безнадежности, апатия, депрессия, чувство бессмысленности; переживание чувства вины. Х. Кюрнарпуу называет последние три симптома "разрушающими", а остальные – их следствиями. Е. Махер дополняет очерченный Х. Дж. Фрейденбергом список "выгорающих" "авторитаризмом", "низким уровнем эмпатии".
Синдром профессионального выгорания К. Кондо кратко описывает как дезадаптированность к рабочему месту из-за чрезмерной рабочей нагрузки и неадекватных межличностных отношений. Этому соответствует и данное им образное толкование: "выгоранию" подвержены те, кто работает страстно, с особым интересом; долгое время помогая другим, они начинают чувствовать разочарование, так как не удается достичь того эффекта, которого ожидали; такая работа сопровождается чрезмерной потерей психологической энергии, приводит к психосоматической усталости (изнурению) и эмоциональному истощению (исчерпыванию) и как результат – беспокойство (тревога), раздражение, гнев, пониженная самооценка на фоне учащенного сердцебиения, одышки, желудочно-кишечных расстройств, головных болей, люмбаго, пониженного давления, нарушений сна, а также семейные проблемы. Такое включение стрессогенных (т.е. необязательно характеризующихся тесным контактом с клиентом) факторов профессионального выгорания значительно расширил круг соответствующих профессий.
Информация по теме:
Характеристика сущности и содержания процессов памяти в
психолого-педагогической литературе
Память - процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей по ...
Воля как психический процесс
Осознавая необходимость действовать и принимать соответствующее решение, человек далеко не всегда переходит к его реализации. Объяснение подобного рода явлений связывают с проявлением личностью воли.
Традиционно принято рассматривать вол ...
Структура личности по Фрейду
В течение длительного времени Фрейд применял топографическую модель личности, в которой выделял три основных компонента: сознание, подсознание, бессознательное. Сознание - ощущения и переживания, которые осознаются человеком в данный конк ...