В качестве первого специфического условия выступает содержание занятий, их практическая направленность, сочетающая выполнение различных практических упражнений, исследовательских, творческих работ. Специфика занятий наиболее приближена к реальным процессам. Те отношения, в которые студент колледжа физической культуры будет вовлечен в реальных условиях, могут быть смоделированы и проиграны на занятиях в процессе проектной деятельности. Все это возможно при организации коллективной проектной деятельности.
Второе условие – выполнение учащимися групповых творческих проектов. Результаты исследований и опыт показывают, что лидерские качества развиваются в группе, коллективе. На занятиях возможна организация таких коллективных творческих проектов, которые могут быть реально приближены к будущей профессиональной деятельности. Выполнение творческого проекта осуществляется поэтапно. На каждом этапе преподаватель может включать в процесс проектирования деловые и ролевые игры, творческие задачи и задания, создавать ситуации, которые бы обеспечивали каждому студенту пребывание в роли лидера хотя бы на некоторое время, в определенной ситуации [14].
Третье условие – соблюдение определенных правил при разделении группы на подгруппы для реализации проектной деятельности. Анализ исследований, в которых рассматриваются особенности группового обучения, дает возможность выделить правила организации групп для развития лидерских качеств учащихся в процессе проектной деятельности. Отметим, что необходимо учитывать психологическую совместимость, желания студентов, а также их потенциальные возможности для совместной деятельности, качества, которыми обладает каждый в отдельности, наличие лидеров в группе. Занятия по госпитальной терапии позволяют соблюдать не только определенные правила при формировании групп учащихся для работы над проектом, но и моделировать различные жизненные ситуации, в которых каждый студент окажется после окончания учебного заведения. Этого можно достичь, создавая группы не только с учетом их желаний и психологической совместимости, но и группы, в которых определенный процент состава студентов сформирован по воле руководителя или группы без учета их желания.
Четвертое условие – использование на занятиях активных методов обучения (ролевые, деловые игры), методик активизации поиска решений творческих задач (морфологический анализ, мозговой штурм и другие) при решении реальных задач [14].
Комплекс названных общих и специфических условий, на наш взгляд, может эффективно содействовать процессу развития лидерских качеств у студентов.
Информация по теме:
Диагностика методов исследования внимания младших школьников
Для начала мы проанализировали несколько известных тестов, подходящих для фронтального исследования внимания.
1. Методика Пьерона–Рузера. Кодирование геометрических фигур в течение 3 минут. Ребенку предлагается закодировать четыре фигуры ...
Зависимость родительских представлений о воспитании от принадлежности к
коллективистскому или индивидуалистическому типу культуры
Родительские представления о воспитании, установки и методы воспитания детей зависят от тех традиций, ценностей, норм и ожиданий, которые свойственны социальной, культурной, национальной и религиозной среде, к которой принадлежит та или и ...
Восприятие телесности в детском возрасте
Понятие "психосоматическое развитие" включает в себя такой аспект социализации телесности, как закономерное становление в онтогенезе механизмов психологической регуляции телесных функций, действий и феноменов. Содержанием этого ...