Процесс развития лидерских качеств у студентов колледжа физической культуры представляется возможным при условии создания системы учебно-практических ситуаций, нацеленных на развитие у них способности самостоятельно осваивать новый опыт, анализировать свою деятельность, принимать решения, приближенные к реальной профессиональной деятельности. Все это можно реализовать в процессе применения активных личностно-ориентированных форм обучения [14].
Однако следует отметить, что к концу обучения в студенческих группах уже есть сформировавшиеся лидеры, которые берут на себя ответственность за принятые решения, более активны на занятиях, часто выступают с ответами при выполнении заданий преподавателя, в то время как остальная часть группы более пассивна. Преподавателю следует учитывать сложившиеся группы и применять такие методы, которые позволяли бы студентам проявлять свои знания. Для эффективного развития лидерских качеств студентов необходимо определить общие и специфические условия. Опираясь на работы, изучающие развитие человека как личности, его личностных качеств, на диссертационные исследования, в которых рассматривается развитие лидерских качеств учащихся, установлено, что создание поливариантной творческой среды позволяет актуализировать творческий потенциал учащихся и студентов. Можно выделить общие условия развития лидерских качеств [Д.Л. Казаков, 2002; В. Карлоф, 1996; Р.С. Немов, 1999]:
1. Создание коллектива высокого уровня развития. Лидерство представляет собой групповое явление: лидера вне группы, вне коллектива не существует. Коллектив оказывает огромное влияние на развитие личностных качеств. Ученые отмечают, что развитие качеств личности, в том числе и лидерских, зависит от развития коллектива, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений [Н.П. Аникеева, 2000; Р. Артуг, 2000].
2. Специальная организация деятельности, ее творческий характер. Как показали исследования психологов, протекание и развитие различных психических процессов существенно зависит от содержания и структуры деятельности, ее мотивов, целей и средств осуществления. Однако развитию лидерских качеств учащихся будет способствовать лишь такая деятельность, которая наполнена специальным содержанием и соответствующим образом организованная.
В процессе обучения преподаватель должен создавать особые условия для проявления необходимых качеств. Этого можно добиться, изменяя характер деятельности в коллективе, тогда «появляются новые лидеры, которые занимают в силу своей компетентности ведущее положение, тем самым сразу и намного повышая свой престиж» [Р. Артуг, 2000] [5].
3. Личность преподавателя, главными качествами которого являются профессионализм, эрудиция, личное мастерство, творчество в работе. На занятиях преподаватель должен создавать среду для благоприятного развития лидерских качеств студентов. Это может быть осуществлено комплексом методов и средств (установление соответствующих отношений в коллективе, целенаправленная организация учебной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных и социально-психологических особенностей каждого обучаемого, проявление лидерских качеств преподавателем).
4. Активная деятельность самого учащегося. Учащимся необходимо иметь знания о сущности лидерства в группе, внутреннее осознание важности наличия лидерских качеств в жизни каждого человека, внутреннюю мотивацию их развития у себя.
5. Применение психолого-педагогической диагностики, позволяющей выявлять наличие лидерских качеств у студентов, управлять их развитием, определять уровень данного развития. На основе полученных результатов преподаватель может строить коррекционно-развивающую работу со студентами [8]. Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить специфические условия, влияющие на развитие лидерских качеств учащихся в процессе физкультурного образования:
Информация по теме:
Цель, задачи и этапы терапевтического процесса
Рационально-эмотивная терапия, согласно Эллису, представляет собой «лечение неразумности здравым смыслом».[21] Несмотря на существование других способов контролирования эмоций — за счет электрических и химических процессов, использования ...
Истоки и содержание понятия "психосоматика"
Боль – главный симптом, к излечению которого стремится больной в первую очередь. Боль – защитная реакция организма, что дает сигнал для действия. Ощущение боли дают практически все органы и ткани человека. Боль может быть вызвана как объек ...
Психологические особенности профессионального самоопределения
Профессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и ...