Гейл Шихи представляет себе душу человека в виде некоего двуликого существа, вроде бога Януса, изображения которого иногда вешают на воротах, дверях, окнах. У этого бога два лица – одно смотрит внутрь жилища, а другое наружу, в мир. Так и у нашей души два лица: одно хочет тепла, уюта, близости с другим человеком.
Другое лицо отвечает за наши творческие порывы, за тягу к неизведанному, оно хочет вырвать нас из привычного круга. В равновесии этих двух частей души – залог психического здоровья. И закладывается оно во время этого кризиса, самого главного, определяющего в нашей жизни.
Понятно, что вырывание корней не означает обязательного выбрасывания их, или тем более родителей, на помойку. Скорее всего, дело происходит так. Молодой человек с силой выдирает очередной корень, смотрит на него и надолго задумывается. Затем случается одно из двух:
А) «Ну, конечно, - говорит он, - я и сам всегда так думал». И кладет этот корень обратно. Но теперь уже как свое, только ему принадлежащее убеждение. Потом он, в свою очередь, передаст его в виде корня своему сыну.
Б) Корень выбрасывается на помойку. Девизом этого кризиса могло бы быть: «Я не такой, как все!».
Потому что первый раз в жизни человек начинает строить самого себя. При этом он представляет себе дело так, как будто это происходит первый раз в жизни всего человечества, и того, что он строит, никогда не было и не будет. А корни – это строительный материал, другого пока под рукой нет.
До чего же они противные в этот момент, наши дети! Они начинают одеваться, стричься и краситься любым самым невероятным образом, лишь бы не быть похожими на нас. Все фразы они начинают со слова «нет». Наши взрослые дочери заводят дружков, оранжевые прически которых кричат: «Я не такой, как твой папенька!» И все это нам, родителям приходится терпеть.
Естественно, что по соображениям техники безопасности такое строительство лучше производить в отсутствие родителей. С этим, по-видимому, связаны первые длительные отлучки детей из дома. На три дня в Ленинград, на недельку в поход с ребятами и т.д. И вот они возвращаются оттуда с поломанными руками, отмороженными ногами, и, уж как минимум, с простуженным горлом.
16 лет – пик юношеского травматизма. И Гейл Шихи объясняет это так. Молодые люди, слишком усердно рвущие корни, неожиданно для себя оказываются в гуще взрослой, самостоятельной жизни. Побарахтавшись там слегка, они чувствуют, что пора домой. Вернуться просто так? Нет, намного лучше, если тебя привезут.
Тогда уж тебя положат в теплую постельку, все будут за тобой ухаживать, кормить вареньем, причитать и жалеть и т.д. То есть мягкое гнездышко по первому разряду. К сожалению, не всегда молодые люди отделываются простудой и ушибленными коленками. Бывают и переломы позвоночника, и юные туристы, не вернувшиеся из похода.
Молодой человек, впервые оказавшись в кризисной ситуации, начинает ощупывать для себя и способы её преодоления. Наиболее типичны пять схем поведения:
Молодой человек, которому нужно перейти улицу, начинает двигаться вдоль её, внимательно глядя по сторонам. Он ждет, когда улица станет уже, или движение тише, или он – старше. Гейл Шихи говорит про такого человека, что он объявил мораторий.
А вот молодой человек зажмурил глаза и бросился вперед. Вот он на середине улицы. Кругом крики, визг тормозов. Вдруг он резко останавливается и кидается назад. Мы уже видели его дома, в постели с забинтованной головой, окруженного заботой и вниманием.
Стоя на краю тротуара, молодой человек замечает, как кто-то взрослый начинает переходить улицу. Можно прижаться к нему и под его прикрытием оказаться на другой стороне. Ну, что же, можно и так. А что, если это вдруг войдет в привычку?
«А я и не хотел переходить» - говорит молодой человек и остается на этой стороне. В глубине души он надеется, что если про все это не думать, то вдруг как-нибудь сам собой окажешься на другой стороне. Как в сказке.
Информация по теме:
Психогигиена вокалиста
Что нужно артисту для того, чтобы он всегда был, как говорят , в форме, чтобы он всегда мог в полной мере использовать свои творческие возможности?
Для этого артист прежде всего должен чувствовать себя здоровым.
Верхние дыхательные пути ...
Детская одаренность
Подтверждением того, что проявление детской одаренности обусловлено в большинстве своем именно возрастными, возникающими в определенную пору жизни, особенностями, можно считать стремительный подъем способностей у ребенка, приближение его ...
Культурный контекст
Каждое общество ценит определённые личностные качества выше других, и дети усваивают эти ценности благодаря социализации. Методы социализации зависят от того, какие именно качества личности ценятся выше, и в разных культурах они могут быт ...