Человек не понимает, что у него кризис. Его первая, нормальная реакция на боль – отделаться от неё, убежать, обвинить в этом кого-нибудь другого. Все происходит внутри него, а он пытается свалить все «с больной головы на здоровую». Сначала на тех, кто ему ближе всего – на жену, на детей. Затем на свою работу, на начальника. Затем на район, в котором живет, затем на город и т.д.
Надо постараться подавить в себе это первое движение и заняться своим кризисом всерьез. Хотя это и больно, но следует уединиться и посвятить какое-то время себе – приведению в порядок своей внутренней жизни. Понятно, что уединиться – означает в данном случае отгородиться по возможности от всего внешнего, от вечно отвлекающей суеты и забот.
С кризисами рекомендуется справляться в порядке их поступления. Нельзя кризис пропускать, заталкивать его «под ковер» и т.д. Иначе он может назреть, как нарыв, а через несколько лет лопнуть, как бомба.
В семейной жизни многие трудности возникают из-за несинхронного развития супругов. Скажем, у тебя сейчас кризис, а у неё – нет. Или у обоих кризис одновременно, но у тебя - № 3, а у неё - № 2. Во всех случаях лучший рецепт – не мешать близкому человеку разрешать свои кризисы. Никто не может это сделать за него, не может ему помочь. Просто не надо в это время к нему приставать, а с пониманием оставить его в покое. Все, что ему нужно, - это, не замечая ничего вокруг, углубиться в себя, всю свою внутреннюю энергию, направить вовнутрь.
В науках, связанных с изучением человека, сейчас происходит некоторый поворот, поворот от тела к духу. Ещё совсем недавно при анализе поведения человека основное внимание уделялось физическим процессам, происходящим в организме, то есть всем этим гормонам, морфинам, антителам и т.д. Теперь происходит перенос центра тяжести на психику человека, на его внутренний мир.
А сейчас переходим к подробному разбору каждого кризиса в отдельности.
16 ЛЕТ. ВЫРЫВАНИЕ КОРНЕЙ.
Чтобы было понятно, что же это за корни, которые нужно вырывать, представим теперь такую сценку. Мама гуляет с ребенком. Ребенок играет, бегает вокруг неё и случайно оказывается у края тротуара, собираясь ступить на мостовую. Тут же раздается окрик: «Стой, нельзя!» Услышав тревогу в голосе матери, ребенок возвращается к ней. Так повторяется много раз.
И вот, в один прекрасный день, когда ребенок подрос, он гуляет один. Он вновь оказывается у края тротуара, собирается сделать шаг, и вдруг слышит: «Стой, нельзя» с родными материнскими интонациями. Откуда несется это «Стой, нельзя!»? Вот это и есть тот корень, который нужно вырвать из своего сердца.
Конечно, корни, которые пустили там родители, не обязательно имеют вид таких окриков. Это все, что явно или неявно они нам внушают: свои идеалы, моральные ценности, «что такое хорошо и что такое плохо».
Отец, чаще всего, просто своей жизнью, своей личностью, как бы дает сыну сигнал: «Делай, как я. Будь таким, как я». У матери с дочерью может быть похожая ситуация, но бывает иначе: «Не делай, как я. Ты же видишь, какую ужасную жизнь мне приходится вести!»
Почему же эти корни нужно обязательно вырывать, и как это надо делать? Вернемся к тому же ребенку, которого мы оставили у края тротуара. Он ещё подрос, ему уже семь-восемь лет, и ему первый раз разрешено перейти улицу самостоятельно. Он делает шаг и останавливается.
В его душе борются две силы. Первая – это «Стой, нельзя!», это все корни, которые высокой стеной окружают ребенка, защищая его от внешнего мира. За этой стеной ему тепло, спокойно, удобно. Он знает, что с ним здесь ничего не случится. Но улицу-то хочется перейти.
Это вторая сила – извечное стремление человека к новому, неизвестному, неиспробованному. Испробовать себя, испробовать этот мир. Но это страшно – выйти за пределы теплого родительского круга, броситься во взрослый мир, тем более что нет уверенности даже в том, что удастся сейчас перейти улицу. Вот в этих мучениях нашего ребенка, как в миниатюре, видно содержание кризиса вырывания корней. Пока не вырвешь корни, не сможешь сам перейти улицу.
Информация по теме:
Анализ формирования функциональной межполушарной асимметрии в онтогенезе
Проблема мозговой организации психических процессов в онтогенезе многие десятилетия является объектом изучения для многих научных дисциплин. Лавинообразно нарастает поток эмпирических данных и объясняющих гипотез. Вместе с тем до настояще ...
Познание, философский подход к познавательной деятельности
Термин «теория познания» введен шотландским философом Феррером в 1854 году, но значительно ранее, по сути, разрабатывался в трудах Платона, Аристотеля и Гераклитома.
Теория познания – гносеология – это раздел философии, в котором изучают ...
Воображение в процессе деятельности педагогов
Воображение в педагогической деятельности выступает как составная часть педагогических способностей.
Способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, определяющие успешность выполнения д ...