Состояний ожидания различной силы и различной длительности, которое мы наблюдали, например, при более сложных ритмических рядах тактов или можем наблюдать в сложных душевных состояниях, вызываемых интеллектуальными процессами. Эти состояния напряжения и разряда можно назвать чувствованиями. Они в качестве субъективных реакций сознания сопровождают ощущения и представления.
При больших интервалах напряжение становится более интенсивным. Но в то же время вместе с увеличением интервалов заметно ослабевает чувствование удовольствия, и очень скоро мы достигаем той границы, где чувствование напряжения при ожидании становится уже мучительным. Таким образом, чувствование удовольствия переходит здесь в чувствование неудовольствия, при котором чувствования напряжения и разряда исчезают. Вместо них появляется все возрастающее вместе со скоростью впечатлений возбуждение, которое является существенной составной частью многих аффектов, например гнева, радости. С помощью тех же простых средств можно тотчас вызвать чувствование, противоположное возбуждению, если неожиданно изменить скорость движения маятника вновь на среднюю. Такое изменение скорости всегда сопровождается ясным чувствованием успокоения.
Тем не менее, каждая из этих форм чувствований лишь крайне редко наблюдается в изолированном виде, по большей же части многие формы чувствований сочетаются в одно целое. Такое сочетание чувствований мы можем назвать цельным чувствованием, а отдельные чувствования — частичными, причем ясно, что отношение между ними совершенно подобно отношению между представлениями и простыми ощущениями. Кроме того, заметим, что каждая из контрастирующих пар чувствований, например удовольствие, могут уравновешивать друг-друга, так что возможно приблизительно свободное от чувствований состояние. Но они не при всех обстоятельствах компенсируют друг друга и иногда соединяются как раз в контрастирующие сочетания.
Для сознания так же характерно течение чувствований, которое обыкновенно бывает связано с течением представлений. Длительный процесс такого рода со сменяющимися, но связанными друг с другом содержаниями чувствований и представлений мы называем аффектами, более же длительный процесс такого рода, но более слабый по силе — настроением. Так, например, радость, удовольствие, веселость, надежды будут аффектами с преобладающим чувствованием удовольствия, а гнев, печаль, забота, страх — аффектами с преобладающим оттенком неудовольствия. Для гнева, надежды, заботы характерны колебания в интенсивности; в надежде, страхе и заботе часто также бывают и качественные колебания: надежда и забота сменяют друг друга и тогда, по большей части, усиливают друг друга в силу этого контраста.
Можно выделить так же класс важных сложных длительных процессов — волевые процессы. Они самым тесным образом связаны с аффектами, нет ни одного акта воли, в который не входили бы более или менее интенсивные чувствования, соединяющиеся в аффект.
Так, например, мы говорим об аффекте гнева, если человек выказывает свое гневное возбуждение только в выразительных движениях; напротив, мы говорим о действии под влиянием аффекта, если человек в гневе, например свалит своего противника ударом на пол.
Произвольное действие без аффекта, на основании чисто интеллектуального обсуждения, вообще невозможно. Но волевые процессы, конечно, отличаются при этом от обыкновенных аффектов некоторыми признаками, придающими воле ее своеобразный характер. Они находятся в непосредственной связи с конечной стадией, волевым поступком, и последний подготовляется этою связью. Эти связи называют мотивами или «побудительными причинами» действия, «побуждениями» к поступку. Они напрямую связанны с чувствованиями деятельности, активности.
Информация по теме:
Разработка теоретико-методологических основ психологических исследований
Важным направлением и результатом развития психологии в анализируемый период являлось углубление и конкретизация теоретических и методологических оснований психологии как науки.
Проблемы теории и методологии психологии развивались в труд ...
Концепция учебной деятельности и взаимосвязь возрастной и педагогической
психологии
Рассматриваемый подход возник в области возрастной психологии в ходе выявления резервов умственного развития младших школьников, а затем стал разрабатываться и в контексте педагогической психологии.
В связи с анализом концепции учебной д ...
Изучение основных свойств внимания младших школьников
Изучение индивидуальных особенностей внимания и их объективная оценка необходимы при решении многих практических задач учебной и трудовой деятельности. В их числе проблемы профориентации и профотбора. Целый ряд профессий предъявляет повыш ...