Воображение в педагогической деятельности выступает как составная часть педагогических способностей.
Способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, не сводимые к знаниям, умениям, навыкам, но обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности[2].
Иначе говоря, способности - это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.
Педагогическими способностями называют совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью. Отличие педагогических способностей от педагогических умений заключается в том, что педагогические способности - это особенности личности, а педагогические умения - это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне[19].
Круг педагогических способностей очень велик. Он охватывает всю структуру педагогической деятельности. Психологи и педагоги, исследовавшие профессиограмму учителя, выделяют различные способности учителя. В исследованиях Н.В. Кузьминой раскрыты такие способности, как педагогическая наблюдательность, педагогическое воображение, педагогический такт, распределение внимания, организаторские способности (Кузьмина Н.В., 1967; см. аннотацию).
В наиболее обобщенном виде педагогические способности были представлены В.А. Крутецким, который и дал им соответствующие общие определения [7, с. 294-299].
1. Дидактические способности — способности передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль.
2. Академические способности — способности к соответствующей области наук (к математике, физике, биологии, литературе и т.д.).
3. Перцептивные способности — способности проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний.
4. Речевые способности — способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики.
5. Организаторские способности — это, во-первых, способности организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способности правильно организовать свою собственную работу.
6. Авторитарные способности — способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета (хотя, конечно, авторитет создается не только на этой основе, а, например, и на основе прекрасного знания предмета, чуткости и такта учителя и т.д.).
7. Коммуникативные способности — способности к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.
Информация по теме:
Особенности проявления
агрессивности в младшем школьном возрасте
Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:
- стремление привлечь к себе внимание;
- стремление получить желанный результат;
- стремление быть главным;
- защита и месть;
-желание ущемить достоинство другого с целью ...
Современные методы исследования сна
Основным методом исследования сна человека является полисомнография - метод регистрации показателей жизнедеятельности во время сна. Обычно ПСГ проводится во время ночного сна. Целью проведения полисомнографического исследования является о ...
Психологическое развитие воображения педагогов в
процессе профессиональной деятельности как психолого-педагогическая проблема
Рассмотрение проблемы психологического развития воображения педагогов в процессе профессиональной деятельности, прежде всего, требует от нас: во-первых, раскрытия понятия "воображение"; во-вторых, рассмотрения роли воображения в ...