Основные методы и способы перевоспитания военнослужащих

Психология » Работа должностных лиц подразделения с военнослужащими, требующими повышенного психолого-педагогического внимания » Основные методы и способы перевоспитания военнослужащих

Страница 2

На практике метод "взрыва" осуществляется в естественных и специально организованных условиях, посредством таких приемов, как:

нагнетание отрицательных переживаний до предела;

доведение до абсурда негативной линии поведения, когда собственные недостатки неприятны;

столкновение ложных идеалов с настоящими;

осуждение в коллективе, коллективный гнев, бойкот, отвращение и др.

В реализации исправительной и компенсирующей функций процесса перевоспитания наряду со "взрывом" используется метод перевода трудного воина в другой коллектив. Данный метод осуществляется путем перемещения воина внутри коллектива подразделения, перевода его в другое подразделение, в другую часть и т.д.

Корректирующая функция процесса перевоспитания реализуется через методы критики и самокритики и опосредованного педагогического воздействия. Метод критики и самокритики направляется воспитателями подразделений на устранение у трудных воинов негативных личностных качеств, на развитие у них высокого чувства ответственности за свое поведение и состояние воинской дисциплины. Метод критики и самокритики осуществляется приемами тактичного осуждения, самоосуждения, переориентации сознания и самосознания и другими.

В деятельности по перевоспитанию применяется метод опосредованного педагогического воздействия, тесно связанный с критикой и самокритикой. Чтобы искоренить те или иные негативные качества у трудных подчиненных, офицеры подразделений вместо своего непосредственного воздействия на них могут обращаться к помощи коллектива роты (батареи), взвода, отделения. При этом создавать такую обстановку, когда в процессе перевоспитания участвует уже весь воинский коллектив.

Практика свидетельствует о различном характере отношения перевоспитуемых воинов к опосредованным педагогическим воздействиям: бесконфликтное принятие мнения коллектива; внешнее согласие с его требованиями при внутреннем расхождении; открытое неприятие требований коллектива; самоопределение, характеризующееся сознательной солидарностью с мнениями и взглядами товарищей по коллективу, и др.

В целях подкрепления и усиления перевоспитывающих воздействий на трудных воинов, кроме перечисленных методов и приемов, применяются методы поощрения и принуждения, стимулирующие положительные личностные изменения, предупреждающие и ослабляющие отрицательные проявления поведения, поддерживающие стремление воинов к самосовершенствованию. Воспитатели используют поощрения и наказания с учетом социальной и педагогической запущенности, трудновоспитуемости воинов.

В целях перевоспитания помимо уставных дисциплинарных мер офицеры подразделений применяют педагогические приемы поощрения (доверие, одобрение, благодарность, похвала, выражение положительного отношения, забота, награда, письмо на родину и др.) и принуждения (осуждение, огорчение, упрек, предупреждение, запрет, возмущение и др.). Особенности использования данных приемов педагогических воздействий в процессе перевоспитания заключаются в том, что воспитателям приходится нормализовать отношения с перевоспитуемым воином, включать его в деятельность воинского коллектива, раскрывать перед товарищами по службе положительные и отрицательные качества такого воина, четко аргументировать педагогические меры воздействия и вызывать соответствующее психологическое состояние перед тем, как объявить то или иное поощрение либо взыскание.

Наряду с названными методами и приемами в процессе перевоспитания можно использовать различные средства и формы педагогических воздействий на трудных воинов. Как показывает практика, в условиях воинской деятельности они достаточно разнообразны и позволяют успешно решать задачи воспитания и перевоспитания. Их применение в каждом конкретном случае перевоспитания трудных воинов в подразделениях зависит от характера педагогической трудности воинов, причин наличия у них отрицательных качеств, реальных возможностей армейской службы. Практика показывает, что комбинации методов, приемов, средств и форм процесса перевоспитания, определяющих основные его пути, могут быть многочисленными и разнообразными. Это позволяет добиться определенных результатов в искоренении у трудных военнослужащих негативных качеств личности.

Комплекс перевоспитывающих влияний офицеров и сержантов направляется на получение конкретных положительных итогов процесса перевоспитания военнослужащих. Результативность данного процесса определяется главным образом с помощью следующих показателей: направленность поведения и уровень дисциплинированности воина; результаты в боевой и общественно-государственной подготовке; отношение к основным видам воинской деятельности; соотношение положительных и отрицательных качеств в личности воина; отношение к перевоспитывающим воздействиям и самоисправлению; состояние психического и физического здоровья и др.

Таким образом, овладение содержанием, организацией и методикой индивидуальной воспитательной работы с военнослужащими является важным направлением психолого-педагогической деятельности офицера в подразделении. Степень участия должностных лиц подразделения в проведении индивидуально-воспитательной работы и степень охвата ею военнослужащих подразделения могут служить одним из критериев эффективности функционирования воспитательной системы подразделения. Перечисленные методы и приемы перевоспитания трудных военнослужащих могут служить надежной методической базой осуществления данного процесса в подразделении, а сама готовность коллектива к перевоспитанию - выступать в качестве еще одного критерия эффективности воспитательной работы в подразделении.

Страницы: 1 2 

Информация по теме:

Групповой подход к принятию решений
Анализ литературы по проблеме принятия группового решения позволяет сказать, что изучение этого феномена происходило не по логике развития самой науки, но в зависимости от потребностей самой практики. Хотя специальные групповые решения за ...

Гендерные особенности отклоняющегося агрессивного и аутоагрессивного поведения
Половые различия в проявлении известных клинических форм отклоняющегося поведения представлены довольно ярко, сказываясь и на процессе диагностике. Признанным фактом является заключение о том, что отклоняющееся агрессивное поведение боле ...

Родительские представления о воспитании детей
В психологической литературе понятия «родительские представления о воспитании», «стиль родительского отношения», «тип семейного воспитания», «родительская позиция», «родительская установка» очень часто рассматриваются как синонимы. Все эт ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта