Для повышения престижа (влияния) психологической экономики, преимущества которой устойчиво ассоциировались с микроуровнем, было важно найти способ учёта психологических факторов на макроуровне. Взаимосвязь макро и микротеорий проблематична, в том числе и в экономической теории: то, что может быть верным на микроуровне, не обязательно оказывается справедливым при макрообобщениях. А поскольку психология изначально была ориентирована на исследования индивидуального поведения, применимость экономико-психологических моделей на макроуровне была особенно сомнительна. Однако исследования Дж. Катоны не ограничились проблемами микропорядка, найдя себе применение при решении макроэкономических проблем в области формирования финансовых ожиданий, сбережений, налогообложения, безработицы и инфляции.
Примером успешно работающей экономико-психологической модели макроуровня является индекс потребительских настроений (Index of Consumer Sentiment, ICS), который был разработан в 1950-е годы группой исследователей Мичиганского Университета под руководством Дж. Катоны. Он до сих пор с минимальными изменениями рассчитывается во многих странах (в Европе его называют индексом потребительских ожиданий). Первоначально он измерялся три раза в год, а, начиная с 1960 года, опросы стали проводиться ежеквартально. С 1955 года результаты замеров регулярно публикуются наряду с основными макроэкономическими статистическими показателями.
Индекс рассчитывается на основе пяти вопросов, задаваемых регулярно в репрезентативных опросах общественного мнения.
Два вопроса относятся к сфере личных финансов:
Как изменилось материальное положение Вашей семьи за последний год?
-стало лучше
-стало хуже
- осталось прежним
Какие изменения материального положения Вашей семьи ожидаются через год?
- станет лучше
- станет хуже
- останется прежним
Следующие три вопроса касаются оценок экономической ситуации в целом:
Как вы считаете, какие времена ожидают экономику через 12 месяцев?
- хорошие
- плохие
- не хорошие, но и не плохие
Как вы считаете, какие времена ожидают экономику через 5 лет?
- хорошие
- плохие
- не хорошие, но и не плохие
Как вы считаете, сейчас хорошее или плохое время для того, что бы делать крупные покупки?
- хорошее
- плохое
- не хорошее, но и не плохое
Шкала ответов может состоять из трёх или пяти пунктов, но обязательно должна быть возможность в последующем сгруппировать ответы в три группы:
стало лучше, станет лучше, будут хорошие;
не изменилось, не изменится, будут такими же;
стало хуже, станет хуже, будут плохими.
Сначала строятся частные индексы: по каждому вопросу из доли положительных ответов (1) вычитается доля отрицательных (3) и к этой разнице прибавляется 100 (для того, чтобы индекс не принимал отрицательных значений). А затем совокупный индекс рассчитывается как среднее арифметическое из частных индексов. Таким образом, он может принимать значения от 0 до 200. Нулевое значение возможно в том случае, если все респонденты дают только негативные оценки, 100 – наблюдается равновесие между положительными и отрицательными оценками, 200 – присутствует всеобщий оптимизм. Добавим, что на основе тех же пяти вопросов можно получить частные индексы: индекс текущего состояния экономики (1+5) и индекс экономических ожиданий (2+3+4).
Информация по теме:
Основы и особенности логического запоминания
Запоминание — один из процессов памяти, состоящий в закреплении воспринимаемой информации, действий, переживании, мыслей и связей между ними. Запоминание - основа накопления, сохранения и последующего использования знаний. Запоминание мож ...
Страхи нормально развивающихся детей и причины их возникновения
Поскольку страх - это эмоциональная реакция на воспринимаемую угрозу, он обеспечивает защитный механизм выживания, предупреждая человека об опасности.[5;101] Слабые или умеренные реакции страха считаются нормальными и адаптивными, побужда ...
Внешние конфликты
Все люди разные. Они занимают различные жизненные позиции, преследуют различные цели, руководствуются различными интересами. Разумеется, эти различия порождают целый ряд серьезных противоречий. Каждый при этом стремится максимально удовле ...