Запоминание — один из процессов памяти, состоящий в закреплении воспринимаемой информации, действий, переживании, мыслей и связей между ними. Запоминание - основа накопления, сохранения и последующего использования знаний. Запоминание может быть непроизвольным (непреднамеренным), если совершается помимо воли, без специальной цели и усилий, и произвольным (преднамеренным), если ставится цель что-то запомнить. Запоминание делят на механическое и смысловое (логическое). При механическом запоминании объекты воспринимаются без выделения в них существенного и своеобразного. Оно не связано с обобщением материала, его глубоким осмысливанием. Применение специальных приемов запоминание подменяется простым повторением (зубрежкой) [12, c.89].
Успешность запоминания определяется в первую очередь возможностью включения нового материала в систему осмысленных связей. В зависимости от места процессов запоминания в структуре деятельности различают произвольное и непроизвольное запоминание. В случае непроизвольного запоминания человек не ставит перед собой задачу запомнить тот или иной материал. Связанные с памятью процессы выполняют здесь операции, обслуживающие другие действия. В результате запоминание носит относительно непосредственный характер и осуществляется без специальных волевых усилий, предварительного отбора материала и сознательного применения каких-либо мнемонических приемов. Вместе с тем зависимость запоминания от целей и мотивов деятельности сохраняется и в этом случае.
Как показали исследования психологов П.И. Зинченко, А.А. Смирнова, непроизвольное запоминание оказывается значительно более успешным, когда запоминаемый материал входит в содержание цели выполняемого действия. Важную роль играет и специфика решаемой задачи. Ориентировка на смысловые, семантические связи ведет к более глубокой обработке материала и более продолжительному непроизвольному запоминанию [41, c.159].
Логическое запоминание происходит в результате глубокого понимания, уяснения смысла изучаемого материала, выделения в нем существенного, установления причин и следствий соотношения целого и частей, общих положений и конкретных фактов
Логическая память предполагает предварительную работу мышления: учебный материал, который подлежит логическому запоминанию, подвергается анализу, расчленяется на составляющие его части, среди которых выделяются наиболее важные и существенные; выясняется, в какой связи эти части находятся друг с другом, и таким образом познается сама суть подлежащего запоминанию материала.
Результаты этой мыслительной работы оформляются в виде словесных формулировок, чертежей, схем, которые отражают в сознании ученика не столько внешнюю форму предмета или явления (они часто бывают совсем не сходны с внешней формой подлежащего заучиванию материала), сколько его смысл.
Опираясь на деятельность мышления, логическая память имеет своей физиологической основой нервные связи во второй сигнальной системе, конечно, с опорой на первосигнальные связи.
Логическая память отличается от механической и особенностями воспроизведения. Учебный материал, заученный с помощью логической памяти, воспроизводится не путем механического точного повторения слов книги или учителя, а всегда в форме самостоятельного осмысленного изложения. Поскольку при логическом запоминании внимание обращено на смысл учебного материала, а не на его внешнюю форму, при воспоминании этот материал воспроизводится в иной, а не точно в той форме, в которой он предъявлялся при заучивании [36, c.132].
Логическая память не может опираться только на анализ материала, его понимание и оформление этого понимания в тех или других словах; она нуждается в повторении заучиваемого материала. Повторения являются необходимой составной частью процесса логического заучивания, так как без них полученные знания не закрепляются в памяти. Однако при логической памяти повторения носят иной характер, чем при механической. При механической памяти повторения направлены на закрепление одних и тех же связей без каких-либо изменений, поэтому в каждом повторении совершенно точно воспроизводится один и тот же материал (одни и те же и в той же последовательности слова стихотворения или одни и те же элементы движений, например при упражнениях с булавами); в противном случае механическая память не достигает своей цели.
Информация по теме:
Воля в процессе управления
Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.
Воля — это способность человека, проявляющаяся в само детерминации и саморегуляции им своей деяте ...
Роль родителей в жизни подростка
На протяжении всей жизни ребенка родители являются для него значимыми людьми, но по мере приближения к подростковому возрасту соотношение функций родителей и их психологическая значимость для подростка меняются.
По мнению И.С. Кона [2], ...
Определение понятия "Умственная отсталость"
Рассмотрим определение понятия "умственная отсталость".
Умственно отсталым, называют такого ребенка, у которого стойко нарушена познавательная деятельность вследствие органического поражения головного мозга (наследуемого или пр ...