Данная работа посвящена изучению гендерных особенностей и их влияния на проявление агрессивности и стили разрешения конфликтов. Актуальность данной работы состоит в относительно небольшом количестве работ, посвященных данной теме в ее универсальной специфике. Информация о взаимосвязи агрессивности и гендера очень необходима людям разных профессий – воспитателям, юристам, криминалистам и всем тем, кто имеет дело с агрессивностью.
Научная новизна данной темы исследования заключается в том, что полученные данные служат промежуточным этапом в подробных исследованиях агрессивности, что позволит взглянуть на проблему с новых сторон и способствует улучшению процесса управления агрессией.
Гендерная проблематика проникла в разные сферы психологического знания. В 70-х было введено понятие андрологии и разработан соответствующий методический аппарат. С.Бем продемонстрировала, что фемининность и маскулинность – два независимые, но не противоположные конструкты.
Следующий шаг – это представление о гендере как о схеме или концепте, введенном культурой и определяемом как аффективно-когнитивная структура, которая создана для упорядочения индивидуального опыта и организации человеком своего поведения. Все больше и больше гендер стал пониматься как социальная категория.
В последнее время стали все чаще появляться публикации о том, что уже не пол, а гендер приобретает доминирующее положение при формировании “Я-концепции”. Причем, происходит динамичное развитие общественных представлений о мужских и женских ролях. В современной гендерной психологии обозначились по меньшей мере шесть основных направлений исследований: гендер и функциональная асимметрия мозга; психосексуальные когнитивные различия; гендерные различия в эмоциональной сфере; социальные и гендерные роли; гендерная самоидентификация; гендерные установки и стереотипы.
Хотя о гендерных различиях пишут все больше, остается недостаточно изученным само понятие гендера. Так, агрессивность и склонность к риску обычно и связываются с маскулинностью, хотя остается неясным, можно ли ожидать, что эти качества проявятся, например, в современных компромиссных общественных отношениях. Будут ли в конфликтной ситуации носители мужской роли непременно выбирать конкуренцию, а не компромисс? Характерны ли для маскулинных людей активные агрессивные проявления, или они под влиянием развитых социальных отношений, под давлением общественного сознания вытеснены и остались характерной особенностью «диких самцов».
Данное исследование было направлено на уточнение вопроса о связи конструкта «маскулинность» с конструктом «агрессия». Проблема была сформулирована так: является ли данная связь однозначной и является ли первый конструкт основанием при прогнозировании агрессивности для широкого круга ситуаций. Представляется также важным вопрос о том, какие именно формы агрессии должны сегодня ассоциироваться с маскулинным и фемининным поведением.
Изучение человеческой агрессии – это традиционная для психологии тема, привлекающая пристальное внимание ученых, которые пытаются воссоздать полную картину исследуемого феномена в связи с разнообразными факторами. Фактор гендерных различий остается малоизученным ввиду того, что собственно гендерная психология является относительно новой отраслью психологической науки.
Информация по теме:
Понятие категории «страх». Исследование теорий страхов
Страх, как тень, преследовал человека ещё с незапамятных времён. Был он и у первобытного человека, постоянно подвергавшегося опасностям. Но его страх имел инстинктивную природу, возникал в непосредственной опасности для жизни, как самого ...
Общая характеристика психологических идей античности и главных научных
центров их возникновения
С древних времен существуют три способа познания: религиозный (теологический), художественный, научный. Религия строится на мифе, искусство – на художественном образе, наука – на опыте, объясненном с помощью логики. Все эти способы были в ...
Концепция учебной деятельности школьников практическая актуальность
исследования учебной деятельности школьников
Советская педагогическая психология исходит при постановке и решении теоретических проблем прежде всего из задач практики народного образования, из того социального заказа, который формулируется обществом развитого социализма в решениях п ...