Согласно современным представлениям специфически правополушарными функциями у правшей являются перцептивные процессы (зрительное, тактильное восприятие) и конструктивная деятельность, а также наглядно-образное мышление, зрительная память и непроизвольная, игровая деятельность.
Результаты исследований, направленных на изучение функциональной роли правого полушария позволили установить, что поражение этого полушария приводят к широкому комплексу перцептивных расстройств. К ним стали относить специфические нарушения предметного и симунальтанного гнозиса, нарушения пространственных представлений и зрительно-конструктивной деятельности, особые формы слухового и тактильного восприятия, нашедшие достаточно полное отражение в отечественной литературе (Лурия, 1962; Мосидзе, 1976 и др.).
У детей, также как и у взрослых, нарушения перцептивных процессов в большей степени выступают при поражении правого, чем левого полушария (McFie, 1961, Симерницкая, Ростоцкая, Парк, 1974 и др.). По данным Б. Вудза и Г. Тойбера (1973) при ранних поражениях правого полушария показатели выполнения зрительно-пространственных и конструктивных тестов снижены по сравнению с возрастной нормой примерно в 3 раза. Имеются указания на высокую частоту астереогноза и пальцевой агнозии при поражениях правого полушария в детском возрасте (Семёнова, Шамарин, 1976).
Связь невербальных и прежде всего зрительно-пространственных процессов с поражениями правого полушария особенно отчётливо выступает на материале локальных мозговых поражений. У детей, так же как и у взрослых, различные отделы правого полушария играют неравнозначную роль в обеспечении перцептивных процессов. В частности, нарушения пространственных представлений наблюдаются в основном при поражении правой теменной доли (McFie, 1961), а нарушения запоминания невербального материала коррелируют с изменениями биоэлектрической активности в височных отделах правого полушария (Fedio, Mirsky, 1969).
Доминирование правого полушария в обеспечении зрительно-пространственных функций обнаруживается при анализе не только постнатальных, но и перинатальных и даже пренатальных поражений правого полушария мозга (Rudel, Teuber, Twitchell, 1974).
О раннем проявлении правополушарной доминантности по зрительно-пространственным функциям свидетельствует и тот факт, что в тех случаях, когда вследствие поражения мозга эти функции развиваются под контролем не правого, а левого полушария мозга, возникает отчетливая недостаточность этих функций. После пренатальных поражений с последующей гемисферэктомией правого полушария в специальных тестах обнаруживаются трудности выполнения зрительно-пространственных заданий. У пациентов с удаленным левым полушарием таких трудностей обычно не обнаруживается (Kohn, Dennis, 1974).
Исследования здоровых детей так же свидетельствуют о том, что связь невербальных форм деятельности со структурами правого полушария проявляется в онтогенезе очень рано. Так, увеличение поздних компонентов слуховых вызванных потенциалов в правом полушарии при предъявлении невербальных стимулов (шумов, тонов) отмечено уже у младенцев в возрасте от 7 дней до 10 месяцев (Moltese, Friman, Palermo, 1975). Описана избирательная активация правого полушария при предъявлении зрительных и музыкальных стимулов (Gardiner, Wolter, 1977). Более того, при специальной адаптации метода дихотического прослушивания, состоящего в том, что испытуемому с помощью стерефонического магнитофона через наушники в оба уха по раздельным каналам предъявляются одновременно два набора вербальных или невербальных акустических символов, было установлено, что характерное для правополушарной доминантности преимущество левого уха в восприятии невербальных стимулов имеет место уже в возрасте нескольких недель (Entus, 1975). С помощью этого метода было показано также, что специализация правого полушария в восприятии музыкального тембра предшествует формированию речевой специализации (Best, Hjffmen, Glanwille, 1982).
Для объяснения фактов, свидетельствующих о раннем проявлении правополушарной специализации в восприятии невербальной информации, привлекаются данные литературы о том, что правое полушарие созревает раньше, чем левое (Annet, 1964), лучше кровоснабжается (Carmon, Gombos, 1970) и в первые годы жизни является более активным по сравнению с левым полушарием мозга (Annet, 1964).
Информация по теме:
Характеристика метода анализа продуктов деятельности в психологии
психолог этический правило беседа
Анализ продуктов деятельности (контент - анализ). В психодиагностике существует еще один способ получения информации о человеке - это количественно-качественный анализ документальных и материальных источ ...
Умения и навыки
Осуществляя деятельность, человек взаимодействует с предметным миром: предметные ситуации создаются, преобразовываются, достигаются промежуточные результаты. Каждая операция в структуре действия определяется условиями изменяющейся ситуаци ...
Анализ особенностей различных типов мышления
Тип мышления отображает доминирующие способы переработки информации и уровень креативности человека. Он является важнейшей личностной характеристикой, определяющей стиль деятельности, склонности, интересы и профессиональную направленность ...