Таким образом, можно сделать вывод, что агрессия – это функция организма, сочетающая в себе как биологические, так и социальные факторы. Ведь каждый индивид с самого рождения развивается биологически и психически, а также, параллельно, проходит процесс социализации. Поэтому агрессию стоит рассматривать с комплексной точки зрения. А именно с биологической точки зрения можно проследить агрессивный потенциал человека. Этот потенциал у всех разный, потому что имеют место быть различная генетика, условия развития, особенности гуморальной и нервных систем организма. Но как, в каких формах, человек будет проявлять свой агрессивный потенциал, зависит от общества. Ведь различное воспитание мужчин и женщин обуславливает то, что они выражают агрессию в разных формах.
Что же касается особенностей агрессии в подростковом возрасте, то можно заметить те же тенденции. С одной стороны агрессия проявляется под воздействием гормональной перестройки в пубертатный период. Подросток в данный период обладает большими «запасами энергии», что выражается в лучшей работоспособности и меньшей утомляемости, в резком обострении всех органов чувств. В то же время, данная энергия может быть использована в различных формах, в частности агрессивных. В противном случае может развиться невротическое заболевание. Однако общество определяет как именно подросток будет реализовывать собственную энергию.
Итак, стоит подчеркнуть, что агрессия – это естественный процесс в подростковом возрасте. От него никуда не деться, т.к подросток уже усвоил не только агрессивные паттерны, но ещё и возможность их применения. Однако общество, через свои институты может по-разному корректировать подростковую агрессию. Например, через спортивные и творческие секции, факультативы. Также, в качестве одной из мер профилактики, необходим психологический анализ телевизионных программ на предмет насилия и жестокости.
И последний, но самый важный момент заключается в том, что человек в подростковом возрасте чрезвычайно нуждается в поддержке близких людей. Не нужно думать, что воспитание ребенка оканчивается тем моментом, когда он идет в первый класс. Нужно помочь ребенку адаптироваться к новым для него социальным ролям.
Информация по теме:
Жизненно важная роль стрессов
Селье считал, что полная свобода от стресса означает смерть. Стресс не только помогает справиться с острой критической ситуацией, но и - при ее повторении или длительном действии - способствует эффективному запуску специфических, как прав ...
Специфика процесса социализации подростков
Подростковый возраст выступает как важный момент социального развития, имеющий особую нагрузку в становлении личности. Интенсивное развертывание и насыщение социальной позиции ребенка «я и общество» обеспечивает общественно полезная деяте ...
Принципы работы функциональной системы
Рассматриваемые здесь три принципа функциональной системы позволяют раскрыть те специфические ее свойства, которые характеризуют ее как динамическое целостное образование.
1. Принцип сужения афферентаци. Каждая функциональная система, им ...