В отношении начала младенческого периода большинство авторов единодушно отмечают, что он начинается в двухмесячном возрасте (Выготский Л.С., Лисина М.И. и др.) Если исходить из социальной ситуации, реализуемой в процессе становления собственной активности ребенка, то началом младенчества выступает появление «комплекса оживления». Л.С. Выготский: Симптомом нового периода авторы считают появление улыбки на разговор, т.е. первую специфическую реакцию ребенка на человеческий голос. Исследования Ш. Бюллер и Г. Гетцер показали также, что первые социальные реакции ребенка, свидетельствующие об общем изменении его психической жизни, наблюдаются на границе первого и второго месяца жизни… Все это заставляет предполагать, что именно здесь лежит верхняя граница новорожденности, переходя которую ребенок вступает в новый возрастной этап развития (3)
Л.С. Выготский «Всякое, даже наипростейшее, отношение ребенка к внешнему миру, оказывается всегда отношением преломленным через отношение к другому человеку.» (4).
Личностным новообразованием в младенчестве с точки зрения Л.С. Выготского, является возникающая потребность в общении, выражающаяся в активном поиске социального контакта. Поиск социального контакта проявляется в инстинктивных действиях младенца по отношению к близкому взрослому. На шестом-седьмом месяцах появляется дифференцирующее отношение ребенка к знакомым и незнакомым людям, т.е. деление на «своих» и «чужих» (6).
В отношении перехода к периоду раннего детства в психологической литературе встречаются определенные противоречия. Так, Л.С. Выготский отмечая, что переход от младенчества к раннему детству происходит на десятом месяце жизни ребенка, писал: «Знаменательным поворотным пунктом является десятый месяц, когда по исчезновении бесцельных движений, наблюдаются зачатки дальнейшего развития более сложных форм поведения: первое применение орудия, применение слов, выражающих желание» (6). Выготский выделял 2 стадии младенческого периода, граница между которыми устанавливается между пятым и шестым месяцами, признак этой границы – появление собственной активности.
Для Д.Б. Эльконина показателем перехода к раннему детству является интенсивное развитие функциональных действий с предметами и образующееся противоречие между возросшими потребностями и возможностями ребенка и прежними отношениями с взрослыми, когда активность ребенка
прямо «организовывалась» взрослыми и опосредствовалась неспецифическими, неречевыми формами общения. Этим объясняется и появление речевого общения в конце первого – начале второго года жизни, принимаемое за начало нового периода (7) П.Я. Гальперин разработал понятие – «орудие». (10)
Орудийное опосредствование появляется только на втором году жизни ребенка, что свидетельствует о начале усвоения им общественно- исторического опыта через присвоение социальных эталонов речевых и внешне – предметных действий (при взаимодействии с взрослым, на основе подражания.)
Предметные манипуляции (собственное тело, элементы речи – звукоподражательные слова «зеркальные» и т.п.) – как суть ведущей деятельности данного периода. (11.).
Личностное новообразование раннего возраста – речь. (8). Позиция «Я – сам» знаменует переход к новому этапу формирования личности. Ребенок становится инициатором и организатором собственной активности. «Кризис трех лет». (Сделать наоборот).
В дошкольном возрасте, взрослый для ребенка носитель социальной функции. Реализация этой новой социальной ситуации развития и реализуется в основной деятельности данного периода – ролевой игре. В игре ребенок выполняет свою роль, с другой стороны – контролирует свое поведение, т.е. игра – это школа произвольного поведения.
(Эльконин Д.Б. к проблеме периодизации развития советского школьника.)
Смыслообразующим стержнем дошкольного периода (формируемым в процессе ролевых игр) можно назвать потребность в социальном соответствии, т.е. усвоение правил социального действия, а затем взаимодействия и кооперации с одновременным усилением роли оценки взрослого.
В игре возникает и развивается способность сопереживать.
Новообразования – способность подчинять свои непосредственные желания сознательно принятым намерениям и способность правильно воспроизводить социальные нормы поведения с сознательной оценкой этой правильности.
Информация по теме:
Формирование конфликтной личности
Поскольку роль конфликта в становлении и изучении личности очень велика, многие психологи считали нужным, так или иначе, отразить свое отношение к конфликту в своих работах. З. Фрейд был первым, кто предложил рассматривать конфликт в каче ...
Особенности формирования мыслительной деятельности детей младшего школьного
возраста с легкой степенью умственной отсталости
Развитие мышления аномальных детей подчинено тем же общим закономерностям, по которым развивается мышление нормальных детей, но дефект и его последствия создают своеобразие развития аномальных детей [3].
При нарушении умственного развити ...
Средства против возрастных кризисов
Что такое кризис в жизни взрослого человека? Вообразим себе человека в виде существа, окруженного панцирем, в виде улитки, например. Улитка растет, и какой-то момент вдруг оказывается, что в своем панцире она уже не помещается. Она взламы ...