эмоциональный благополучие здоровье подросток
В последнее время в России наблюдается огромное внимание к проблеме здоровья. Данной проблемой занимаются такие науки как медицина, философия, психология, которая в настоящее время активно исследует проблему здоровья.
И. В. Дубровина вводит в научный лексикон термин «психологическое здоровье». Под психологическим здоровьем понимается – психологические аспекты психического здоровья, т. е. то, что относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшем проявлением человеческого духа. По мнению автора, психологическое здоровье – это необходимое условие активной и нормальной жизнедеятельности человека. Основная функция психологического здоровья – поддержание активного динамического баланса между человеком и окружающей средой, требующих мобилизаций ресурсов личности.
Психологическое здоровье – одна из важнейших характеристик личности человека. Оно отражает особенности генезиса и психического развития. Основой психологического здоровья является полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза. Следовательно, в определении этого понятия заложена возможность развития человека на всём протяжении его жизненного пути. Необходимо добавить требование гармонии не только между человеком и средой, но и между различными составляющими её личности – рациональным и эмоциональным [5].
Эмоциональное состояние долгое время недооценивалось в развитии ребёнка, поэтому, осмысливая закономерности эмоционального развития детей, появилась необходимость во введении нового психологического термина – «эмоциональное здоровье» как составляющей психологического здоровья [22].
Во многом через разработку понятия «эмоциональное благополучие» могут быть раскрыты и более глубоко поняты затруднения в эмоциональной сфере современного человека. Категория эмоционального благополучия в целом более объемна, чем категория эмоционального здоровья. При определении здоровья Всемирной организацией здравоохранения использовалось именно понятие благополучия, так как оно помогает отойти от дихотомии «здоровье» – «болезнь» (от исключительно саноцентристкого подхода) [2] и рассматривать человека и его проблемы системно [2, 21].
Однако использование понятия эмоционального благополучия в качестве самостоятельной, полноценной категории, которая бы позволила системно изучать эмоциональные затруднения человека, во многом осложняется тем, что в самой психологии исследования эмоционального благополучия/неблагополучия носят нечеткий и несистематизированный характер. Таким образом, обобщение и дополнение знаний разных подходов – как практических, так и теоретических, разработка основ универсального подхода к исследованиям эмоционального благополучия являются весьма актуальными.
В настоящее время можно выделить следующие основные проблемы, стоящие перед психологией в контексте исследований эмоционального благополучия:
· выработка единого подхода в определении эмоционального благополучия, которое бы носило системный характер;
· выделение и разграничение (если возможно) критериев определения эмоционального благополучия и неблагополучия;
Информация по теме:
Предмет физиологии высшей нервной деятельности
Физиология высшей нервной деятельности располагается на стыке биологии, психологии, медицины, педагогики, ветеринарии и зоологии. Она изучает нервные механизмы сложного поведения животных и мыслительной активности человека, относящиеся к ...
Приемы поведенческой антистрессорной защиты человека
Важнейшим условием защиты человека от психических стрессов является его жизненная стратегия, в частности, система ценностей.
Мудрость долгожителей состоит в том, что они довольны своей жизнью: "Все, чем я обладаю, прекрасно, а, если ...
Период расширения эллинской культуры на пространства иных цивилизаций
Гиппократ (5–4 вв. до н.э.)
– знаменитый древнегреческий потомственный врач, прошедший обучение также и у философа Демокрита и софиста Горгия. С целью научного усовершенствования Гиппократ много путешествовал и изучал медицинскую практик ...