Исследования показывают, что статус идентичности оказывает глубокое влияние на социальные ожидания, поведение, Я-образ и реакцию на стресс.
Четыре статуса Марсиа являются неотъемлемой частью процесса развития. Рассмотрим, как эти они взаимодействуют с некоторыми проблемами юности.
Тревога — доминирующая эмоция молодых людей в статусе моратория из-за их нерешительности. Они борются с миром конфликтующих ценностей и альтернатив.
Юноши и девушки в статусе предрешенности почти не испытывают тревоги. Эти молодые люди придерживаются более авторитарных ценностей, чем те, кто находится в иных статусах; у них сильные позитивные связи со значимыми другими, которые иногда идут нетрадиционным путем. Их действия, как правило, отличаются последовательностью и стабильностью, хотя в ряде областей жизни они могут проявлять нерешительность. Юноши в статусе предрешенности склонны к меньшему самоуважению по сравнению с теми, кто находится в статусе моратория, и они более восприимчивы к советам других.
Статус диффузии наиболее часто встречается у тинэйджеров, родители которых, пренебрегавшие своими обязанностями или не слишком вникавшие в проблемы детей, не интересовались ими или даже отвергали их. Эти молодые люди могут стать деклассированными личностями; возможно, обратятся к наркотикам и алкоголю как к способу избежать ответственности.
По сравнению с молодыми людьми в статусе моратория, предрешенности или диффузии у тех, кто находится в статусе достижения идентичности, наиболее гармоничные отношения с родителями и семьей. Их поиски независимости несут в себе меньший эмоциональный заряд, чем у тех, кто находится в статусе моратория, и не связан со страхом оказаться изгоем, который беспокоит находящихся в статусе диффузии.
Статусы идентичности — это как бы и этапы развития личности, и вместе с тем — типологические понятия. Подросток с неопределенной идентичностью может вступить в стадию моратория и затем достичь зрелой идентичности, но может также навсегда остаться на уровне размытой идентичности или пойти по пути досрочной идентификации, отказавшись от активного выбора и самоопределения.
Уровень идентичности тесно связан с рядом индивидуально-личностных черт, которые складываются в определенные синдромы.
Так, «мораторий» обычно предполагает высокий, а «досрочность» — низкий уровень тревожности; в последнем случае может сказаться как отсутствие кризисной ситуации выбора, так и действие механизмов психологической защиты представления о себе. Более высокие уровни идентичности коррелируют с более высоким самоуважением. Непосредственных связей между уровнем идентичности и интеллектом не найдено, но есть значимые различия в когнитивном стиле (сложившихся установках познавания мира).
Так, «размытая идентичность» и «досрочная идентификация» связаны с меньшей интеллектуальной самостоятельностью, особенно при решении сложных задач в стрессовых ситуациях; юноши первого типа в таких случаях чувствуют себя скованно, а второго — пытаются выйти из игры. «Мораторий» и «зрелая идентичность» сочетаются с более сложными и дифференцированными культурными интересами и с более развитой рефлексией. «Мораторий» и «зрелая идентичность» характеризуются преобладанием интервального, а «размытость» и «преждевременность» — экстернального локуса контроля. «Преждевременность» дает самые высокие показатели по авторитарности и самые низкие — по самостоятельности. Самый высокий уровень морального сознания характеризует людей, находящихся в стадии «моратория» или «зрелой идентичности».
Информация по теме:
Мотив сна в польской литературе: традиции интерпретации
Духовный и инициацийный характер сновидений литература распознала раньше, чем психология. Если бы в психологии не появилась теория Карла Густова Юнга, который - говоря метафорично - вывел сновидения из каналов либидо на чистую воду неведе ...
Роль семьи и детско-родительских отношений в
процессе становления личности ребенка
Развитие личности ребенка, так или иначе, связывается с типом семьи. По мнению Л.Б. Шнейдер Э. Арутюнянц (27) существует 3 варианта семьи традиционная, детоцентрическая, супружеская (демократическая).
Далее рассмотрим влияние системных к ...
Функционализм
У истоков это направления, ставшего в начале XX века одним из господствующих в американской психологии, стоял австрийский психолог Франц Брентано.
Ф. Брентано (1838-1917) начал свою деятельность в качестве католического священника, остав ...