Принятие роли

Психология » Принятие роли в юношеской группе в зависимости от уровня идентичности » Принятие роли

В период пребывания человека в статусе на освоение роли влияет ряд факторов. Н.Гросс, У.Мейсон, А.Макичерн выделяют три группы факторов:

1. Связан с субъективным отношением к роли ее исполнителя (насколько значимы ролевые требования для носителя данной роли).

2. Включает санкции (положительный и отрицательные), которые могут быть применены за исполнение и неисполнение роли.

3. Фактор ориентации исполнителя роли, среди которых выделяются две: ориентация на моральные ценности и прагматическая ориентация[1].

Так же выделяются еще ряд факторов восприятия и выполнения роли:

ü Знание роли, т.е. представления о правах и обязанностях, предписанных статусом.

ü Умение строить свое поведение в соответствии со статусом.

ü Интериоризация выполнения роли, которая непосредственно связывается с ее значимостью для индивида.

А.Л.Свенцицкий:

1. Готовность к принятию роли.

2. Информированность.

3. Степень самостоятельности.

4. Адаптированность к условиям труда.

5. Уровень притязаний.

6. Взаимосвязь с другими ролями.

7. Самооценка собственного ролевого поведения.

8. Мотивация.

На пути принятия роли можно выделить несколько шагов.

Знание требований, относящихся к какой-либо социальной роли, - первый шаг на пути ее выполнения. Однако, даже такое знание само по себе еще не вызывает у человека желания немедленно действовать указанным образом.

Ролевое поведение личности обычно рассматривается как функция двух основных переменных - социальной роли и "Я". Психологи определяют "Я" как проявление самосознания личности, как продукт выделения человеком самого себя из окружающего мира и противопоставления ему (не-"Я"). На основе взаимодействия личности с другими людьми формируется Я-концепция - представление индивида о самом себе. Это представление основано в значительной степени на том, как другие люди определяют наше положение в обществе и как они оценивают наше поведение применительно к этому положению. Итак, Я-концепция во многом обусловлена тем, как индивид выполняет свои социальные роли. С другой стороны, овладение личностью какой-либо новой для нее социальной ролью обусловлено особенностями ее Я-концепции. Качество выполнения человеком той или иной роли во многом зависит от того, насколько он понимает ее специфику и в какой степени данная роль им принимается и усваивается, иначе говоря, интернализуется.

Как пишет И.С.Кон, "интернализованная роль — это внутреннее определение индивидом своего социального положения и его отношение к этому положению и вытекающим из него обязанностям" [16].

Таким образом, следующий этап овладения индивидом какой-либо ролью - ее интернализация. При этом подразумевается не просто согласие с требованиями той или иной роли, но осознание ее, моральная готовность личности принять данную роль.

Успешность интернализации индивидом какой-либо роли всецело зависит от его Я-концепции. Если понимание индивидом своей роли согласуется с его Я-концепцией, то определенные ролевые предписания подкрепляются соответствующими требованиями личности к себе. На этой основе появляются необходимые предпосылки для успешного выполнения данной социальной роли.

Итак, Важными предпосылками успешного выполнения роли являются знания индивида о содержании своей социальной роли, ее интернализация (согласие с ее требованиями), соответствие ролевых предписаний Я-концепции личности. К этому следует добавить необходимость соответствующих мотивов.

Информация по теме:

Системы теоретизирования Гарднера и Штернберга
Те, кто предлагает системные взгляды на интеллект, полагают, что он является сложной и целостной системой. Они предпринимают попытки понять обобщенное целое, состоящее из различных составных частей. Существует два удачных примера системно ...

Условные рефлексы первого и второго рода
При формировании условных рефлексов первого рода новым является чувствительная (афферентная) часть рефлекторной дуги, а исполнительная (эфферентная) часть остается прежней, т.е. той же, что и в безусловном рефлексе. При образовании рефлек ...

Социально-психологические особенности спортивной группы
Спортивная команда – это всегда спортивная группа. Спортивной группе присущи все те социально-психологические закономерности, которые свойственны малым группам. Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависят о ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта