«Всякие способности в процессе своего развития проходят ряд этапов, и для того, чтобы некоторая способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне. Но для развития способностей изначально должно быть определенное основание, которое составляют задатки».[[1]]
Здесь необходимо остановиться и определить, что такое задатки. Под задатками понимаются «наследственные свойства периферического и центрального нервного аппарата, являются существенными предпосылками способностей человека, но они лишь обусловливают их, а не предопределяют».[[2]]
Задатки можно охарактеризовать следующим образом: они многозначны, т.е. на основе одних и тех же задатков могут развиваться разные способности; задатки, развиваясь, приобретают новые качества. При отсутствии некоторых задатков для развития способностей происходит процесс компенсации, т.е. развитие других задатков. В качестве примера можно рассмотреть музыкальные способности. Здесь задаток – абсолютный слух, он компенсируется за счет памяти музыкальных интервалов. И таким примеров можно приводит большое количество. Отметим, что природа «берет» задатки из генов родителей и «тасует», как заядлый картёжник карты в колоде, вариации всегда получаются разные. Таким образом, все нет абсолютно одинаковых задатков.
При рассмотрении способностей и задатков возникает вопрос: как не упустить шанс и развивать свои способности в соответствие с задатками?
Для каждой матери собственные дети - обязательно, особенные. И это правда! Ведь каждый их них получил уникальный набор задатков.
У любого ребёнка есть особые задатки, те, которые содержат качества «выше среднего». Это может быть что угодно: чуткий слух, восприимчивая к перегрузкам или очень возбудимая нервная система, зрение, улавливающее сотни оттенков одного цвета, лёгкие кости и эластичные мышцы, легкие большего объёма, чуткая кожа (тактильные анализаторы) или особое строение руки – длинные фаланги пальцев. Вот только задатки, они не видны и неизвестны сразу после рождения. Поэтому порой кажется, что их, как бы, нет. Но они есть.
Особые задатки не станут особыми способностями и не превратятся в таланты просто так. Представьте себе семечко – это и есть задатки. Чтобы из него выросла «плодоносящая яблоня» – требуется множество условий. Кстати, из него ведь может вырасти и корявая «дичка», может и, вообще, ничего не вырасти.
Задатки раскрываются не равномерно. Некоторые начинают «работать» с самого рождения, другие «включаются» после того, как организм вырастет, и сформируются физиологические условия. Так, пластика мышц, точная координация движений проявляется быстро и заметна в 1-2 года, а вот чистый и звонкий голос проявится, только когда «созреет» артикуляционный аппарат и произвольность пения, то есть годам к 4-6. Чтобы не упустить шанс, данный природой, к ребёнку надо внимательно присмотреться и выделить его склонности. Склонности – промежуточное звено между особыми задатками и особыми способностями. Склонность – это то, что можно наблюдать, своеобразный симптом наличия определённого задатка.
Кроме этого, необходимо вспомнить, что более всего нравиться чаду, чем он готов заниматься часами, к чему тянется, что ему удаётся. Он бегает, прыгает, лазает на столы и стулья и пытается там балансировать? Он слушает музыку и делает попытки её воспроизводить? Он рисует везде и всюду, даже тем, чем и рисовать то, в принципе, нельзя? Это происходит регулярно? У него получается? Вполне вероятно, что задатки в этой области у него – особенные. Поэтому их непременно нужно развивать. Создавать условия для того или иного вида деятельности: купить спортивный уголок, CD-проигрыватель с набором музыки разных жанров, краски, кисть и мольберт, а как позднее, обязательно отвести его спортивную секцию, музыкальную или художественную школу. До 4-6 лет «выращивать» из задатков способности может и непрофессионал – мама. Потом требуется профессиональная поддержка таланта.
Информация по теме:
Детские конфликты: возникновение, предотвращение и разрешение
Конфликт – столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми о ...
Особенности Я-концепции в ранней юности
Психологические исследования становления Я-концепции человека в процессе его жизнедеятельности идут по нескольким направлениям. Прежде всего, изучаются сдвиги в содержании Я-концепции и ее компонентов - какие качества сознаются лучше, как ...
Возрастные особенности первоклассников
Младший школьный возраст (с 6 до 11 лет) является вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств — наивность, легкомыслие, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у ...