Из предыдущего параграфа мы можем сделать вывод о том, что семья является основным хранителем и транслятором социальных и нравственных ценностей, что она влияет на формирование идеологии подростка и т.п. В целом, влияние семьи на развитие будущей личности не может быть восполнено другими институтами социализации. К сожалению, российская семья сегодня испытывает сильное давление со стороны новых общественных норм, диктующих совершенно иную, отличную от старой, логику поведения, связанную с изменением экономических и политических условий [32]. И семья, как основополагающий институт, в структуре общества особенно чувствительна ко всякого рода реформаторским изменениям государственного масштаба, поскольку их результаты напрямую отражаются на ее уровне жизни, стабильности и воспитательной дееспособности.
В результате экономических реформ в стране, семья оказалась в нетипичной педагогико-воспитательной ситуации, не имеющей исторических аналогий. Известно, что родители детей-школьников составляют возрастную группу 30-49-летних представителей общества, которые к указанному возрасту достигают определенной стабильности социального и профессионального положения, обретают уверенность в завтрашнем дне. Перестройка же экономических отношений в России отбросила эти семьи за грань среднего прожиточного уровня, разрушила их стереотип самовосприятия, поселила в них неуверенность, низкую самооценку.
В силу этих обстоятельств, происходящих в стране, в социально-педагогической практике стал актуален термин "неблагополучная семья".
Под неблагополучной семьей мы понимаем семью, в которой наблюдается социальная неустроенность родителей и, как следствие этого, постоянный психологический надрыв, подкрепленный алкоголем, асоциальным поведением, отчуждением от окружающих, хулиганством, воровством и т.д. [29].
Неблагополучных семей, т.е. семей, где ребенку не уделяется должное внимание, как это ни прискорбно, в настоящее время превеликое множество. Их характеристики разнообразны - это могут быть семьи, где родители не занимаются с детьми, не занимаются их воспитанием, где родители ведут аморальный образ жизни, занимаются эксплуатацией детей, запугивают их, якобы, "для их же блага", не создают условий для нормального развития и т.д. [31]. Таким образом, важно понять, как происходит развитие детей из кризисных семей.
Из существующего множества типологий семьи нами была выделена классификация М.А. Галагузовой, которая определяется следующими параметрами:
1. Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития.
2. Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и т.п., и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил.
3. Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и малорезультативно.
4. Асоциальные семьи - те, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя [11].
Олиференко Л.Я. предлагает свою классификацию неблагополучных семей. Их можно разделить на три группы:
Информация по теме:
Психологическая структура личности
Структура личности - основные части личности и способы взаимодействия между ними. Структура личности - то, из чего (из каких элементов) и как построена личность.
В самых разных моделях, за самыми разными описаниями структуры личности мож ...
Мотивация клиента к психотерапии
Мотивация пациента
- истинное желание сделать комфортным свое психологическое самочувствие, разрешить свою конфликтную ситуацию, понять суть своих проблем и симптомов, желание активного сотрудничества с психотерапевтом для улучшения каче ...
Психолого-педагогические проблемы социальной адаптации несовершеннолетних
осужденных в МЛС
Большинство преступлений, совершенных несовершеннолетними, имеет возрастную мотивационную специфику; эти правонарушения совершаются на почве озорства, ложно понятой романтики, стремления к самоутверждению, подражанию авторитетам.
В связи ...