Э. Шпрангер одним из главных новообразований старшего школьного - юношеского возраста также выделяет появление жизненного плана, установки на сознательное построение собственной жизни. Он уточняет, что в этом возрасте происходит постепенное врастание в различные сферы жизни. Процесс этот идет изнутри вовне: от открытия "Я" к практическому включению в различные виды жизненной деятельности: через открытие "Я", развитие рефлексии, осознание собственной индивидуальности и ее свойств [42].
П.А. Сергоманов считает, что жизненная перспектива складывается под влиянием области успешности [37]. Он предполагает, что юношеский возраст в отношении строительства образов (как собственной образованности и социальной идентичности) разбит как минимум на два такта. Первый - 3-4 года посвящен "работе" над дифференцированием и сопряжением этих образов в целостное представление о будущем, о плане собственной жизни. Этот такт характеризуется "идеальными пробами", пробами образов будущего без их самостоятельной реализации в собственной жизни. Можно было бы сказать, что на данном этапе юноша больше разговаривает, чем делает, его больше заботит идеальное, чем реальное, его беспокоят возможности и средства работы с этим идеальным. Второй такт - 2-3 года посвящен практическим пробам реализации сложившегося образа будущего, его "критике реальностью". Проектирование, планирование, программирование юноша "употребляет" не для производства, а эгоцентрически, для самостроительства. Говоря о планировании, как о возможной ведущей деятельности начала юношеского - старшего школьного возраста, имеются в виду средства для построения самоорганизации. Юноша не планирует, он включен в планирование для обнаружения целей, средств и границ работы с собственными перспективами.
Многие авторы указывают на тесную связь между временной перспективой и мотивацией к самореализации.
Так, например, О. Захарова считает, что временная перспектива будущего, являющаяся ментальной проекцией мотивационной сферы человека и феноменально представляющая собой в разной мере осознанные надежды, планы, проекты, стремления, опасения, притязания, связанные с более или менее отдалённым будущим, формируется на протяжении всего детства и, главным образом, стихийно: через интериоризацию ценностных установок родителей, их ожиданий в отношении данного ребёнка, через усвоение общекультурных, социальных норм, наконец, через развитие мотивации [20].
М.Р. Гинзбург установил, что настоящее для юношества имеет неоднородный характер: оно по преимуществу представляет собой достаточно развитое смысловое будущее (ценностно-смысловое проецирование себя в будущем), тогда как временное будущее (собственно планирование своего будущего) развито недостаточно [12].
Драгунова Т.В. указывает на то, что функция временного будущего заключается в обеспечении временной перспективы. Временная перспектива представляет собой видение своего будущего во времени, или собственно планирование. Позитивное отношение к планированию и составление планов определенным образом упорядочивают будущее, которое может быть представлено как последовательность достижения ряда целей. В результате же негативного отношения к планированию и отсутствия планов будущее предстает как фактически непрогнозируемое. Обычно лишь в подростковом возрасте человек начинает строить свою перспективу будущего сам, формулирует для себя собственные планы, намерения, задумывается над тем, кем и каким ему хотелось бы стать в будущем [17].
Швейцарский психолог Ж. Пиаже [35] характеризует переходный возраст (12 - 15 лет) развитием способности абстрагировать мыслительные операции от объектов, над которыми эти операции производятся. К этому периоду осуществляется последняя фундаментальная децентрация - ребенок освобождается от конкретной привязанности к данным в поле восприятия объектам и начинает рассматривать мир с точки зрения того, как его можно изменить. В этом возрасте, когда согласно Ж. Пиаже, окончательно формируется личность, строится программа жизни [35].
Информация по теме:
Следующий уровень развития – уровень «кентавра»
"Приспособленный" в целом человек давно уже спроецировал свое тело в качестве "внешнего объекта" или, можно было бы сказать, "низлежащего объекта". Человек отказывается быть кентавром (уровень организма как ц ...
Формулы самости человека и ее значимость
В свое время американский психолог и социолог Дж. Келли (1895-1967) одним из первых обратил внимание на ментальные процессы (мышление, осознание, суждение и др.), обусловливающие функционирование социального человека. Можно согласиться с ...
Мотивационные свойства личности
А.Н.Леонтьев пишет, что основной узловой вопрос становления личности превращается в вопрос о том, как мотивы (побуждения) превращаются в то устойчивое, что характеризует данную личность. Чаще всего свойствами личности становятся закрепивш ...