Итак, формирование системы ценностных ориентаций личности является для различных исследователей предметом пристального внимания и разнопланового изучения. Исследование подобных вопросов особое значение приобретает в подростковом возрасте, поскольку именно с этим периодом онтогенеза связан тот уровень развития ценностных ориентаций, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию.
Профессиональное самоопределение тесно связано с профориентацией и рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования им адекватных профессиональный намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала.
Отсутствие выбора собственной позиции, смешение ценностей не позволяет личности найти свое место в мире человеческих отношений, затрудняет процесс профессионального самоопределения и не способствует таким образом ее психическому здоровью.
Таким образом, профессиональное самоопределение тесно связано с профориентацией и рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования им адекватных профессиональный намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала.
Для обоснованности профессионального выбора необходимо, чтобы требования со стороны профессии соответствовали возможностям человека. У молодых людей, стремящихся учиться в профессиональном учебном заведении или получить профессию в процессе работы, наблюдается опережающее развитие в оценке своих личностных качеств. Профессиональные качества оцениваются не так объективно. Кроме того, существуют такие личностные свойства и качества, которые не включаются в сферу осознания и самооценки, человек просто не может оценить себя по ряду параметров.
Для эффективного профессионального выбора необходимы: дифференцированность Я-концепции субъекта профессионального развития, доверие к себе; рациональность решения жизненных задач; достижение автономии; ориентация на будущее; сформированность профессиональных интересов и общих трудовых навыков; некоторый опыт практической работы. На основе описания зрелых профессиональных установок конструируются средства диагностики их индивидуально-специфических проявлений.
Личные профессиональные планы выпускника школы, его способности и склонности часто не учитываются при выборе специальности. У большинства молодых людей выбор профессии основывается на существующих в обществе стереотипах, что мешает найти себя в мире профессий и создает психологические трудности.
Таким образом, в профессиональном самоопределении большая роль принадлежит самосознанию старшеклассников.
Выводы по эмпирическому исследованию
В ходе экспериментального исследования изменения социальных представлений мы получили следующие результаты:
· Полученные данные говорят о широте диапазона интересов школьников, не определившихся с выбором. Те школьники, которые уже выбрали профессию, отдают предпочтение категориям «человек-техника» и «человек-знак».
· В группе школьников, выбравших будущую профессию, нет явного доминирования определенного типа темперамента. Преобладающий тип темперамента – холерики и сангвиники. В контрольной группе школьников, не определившихся с выбором, напротив, преобладают меланхолики и сангвиники.
· Школьники, выбравшие профессию, склонны к сотрудничеству и компромиссу. Большинство школьников, не определившихся с выбором, выбирают приспособление.
· Учебная мотивация школьников, выбравших профессию, выше по сравнению с мотивацией тех, кто пока не определился с выбором (как направленность на отметку, так и направленность на приобретение знаний);
· Потребность в достижении в группе школьников, не выбравших профессию, в целом значительно ниже, чем в группе уже выбравших.
· У школьников, выбравших будущую профессию, мотивация на успех значительно выше, чем у тех, кто еще не определился. Очевидно, выбор профессии определяет предпосылки к мотивации на успех. Стремление к успеху обычно преобладает у них над страхом возможной неудачи, и, очевидно, обеспечивает большую продуктивность деятельности (как в учебе, так и во всех других областях).
Информация по теме:
Групповой подход к принятию решений
Анализ литературы по проблеме принятия группового решения позволяет сказать, что изучение этого феномена происходило не по логике развития самой науки, но в зависимости от потребностей самой практики. Хотя специальные групповые решения за ...
Оперантное научение Берреса Фредерика Скиннера
Личность, с точки зрения научения, - это тот опыт, который человек приобрел в течение жизни. Это накопленный набор изученных моделей поведения. Научающе-бихевиоральное направление занимается открытыми действиями человека как производными ...
Стиль поведения в конфликте как фактор формирования социально- психологического
климата
Работа с людьми – это одна из самых сложных, трудных и многогранных форм человеческой деятельности. Но порой она совершенно не берется в расчет, и руководители уделяют основное внимание экономическим показателям и технологическим процесса ...