В развитии восприятия ощущения света, цвета, формы своего тела приобретают самоценность. В норме они являются средством для организации двигательной активности, а для аутичных детей становятся источником аутостимуляции.
Речевые расстройства у этих детей своеобразны: речь может быть бедной, содержащей набор коротких штампов, отдельных слов, эхолалий (нередко отставленных на дни, часы и месяцы), либо может быть литературной; может быть лишенной интонации или, наоборот, воспроизводящей их акцентуировано, со скандированием отдельных слов или звуков. В речи может долгое время отсутствовать местоимение «я», т.е. речь о себе во втором и третьем лице. Нередко наблюдается мутизм и регресс уже сложившейся речи. Но в состоянии аффекта мутичный ребенок может неожиданно произнести целую фразу, адекватную взволновавшей его ситуации.
Все речевые расстройства объединяет то, что это речь стереотипная, состоящая из многочисленных повторов, а также то, что это речь автономная, эгоцентрическая, используемая не для диалога, общения или познания мира, а ни к кому не обращенный монолог, отражающий удовольствие от манипулирования словом или собственными переживаниями.
В развитии мышления речь идет не об отсутствии отдельных способностей (в обобщении, в ограниченности осознания подтекста происходящего, в понимании развития ситуации во времени, в понимании логики другого человека), а о неспособности ребенка активно перерабатывать информацию, использовать свои способности, для того чтобы приспосабливаться к меняющейся среде.
Поведенческие проблемы – это реакции ребенка на собственную дезадаптацию. К ним относится: негативизм, т.е. отказ ребенка делать что-либо вместе со взрослым, уход от ситуации обучения, произвольной организации; страхи, связанные с особой сенсорной ранимостью; «генерализированная агрессия» (проявления ее могут быть очень интенсивны), т.е. агрессия как бы против всего мира, возникающая когда такому ребенку плохо; самоагрессия как крайнее проявление отчаяния и безысходности, представляющая физическую опасность для ребенка.
Самый тяжелый период, отягощенный максимумом поведенческих проблем – самоизоляцией, чрезмерной стереотипностью поведения, страхами, агрессией и самоагрессией - это период от 3 до 5 – 6 лет. В дальнейшем яркость и многообразие клинической симптоматики уменьшается и на первый план выступает социальная неприспособленность ребенка.
По данным L.Eisenberg, Л.Каннера (1966), хорошая социальная адаптация (обеспечение себя, способность к достаточным социальным контактам) отмечается лишь в 5% случаев, удовлетворительная (частичное приспособление с нуждой в дополнительной опеке) – в 22%, невозможность существования вне опеки семьи или специальных учреждений – в 73%. В.М.Башина (1986) отмечает более высокий процент приспособления.
В настоящее время большинство исследователей проблемы РДА придерживаются критериев, которые сформулировал М.Раттер (1978):
· особые глубокие нарушения в социальном развитии, проявляющиеся вне связи с интеллектуальным уровнем ребенка;
· задержка и нарушение в развитии речи вне связи с интеллектуальным уровнем;
· стремление к постоянству, проявляемое как стереотипные занятия, сверхпристрастие к объектам или сопротивление изменениям среды;
· проявление патологии до 30-месячного возраста (с 1984г. – поправка -48 месяцев). (7)
Е.С.Иванов выделяет следующие ядерные симптомы в клинике синдрома РДА: первые признаки сразу после рождения; отсутствие потребности в общении и отсутствие целенаправленного поведения; стремление к сохранению стабильности окружающей среды; своеобразные страхи; своеобразие моторики; симптомы нарушения этапности и иерархии психического и физического развития; своеобразие речи и ее формирования; частое отсутствие лепета, гуления, трудности выделения смысловой стороны речи (языковое кодирование); трудности экспрессивной речи, жестовой речи, в мимике и пантомимике; своеобразное сочетание высших и низших эмоций; интеллектуальная неравномерность; стереотипия в поведении, моторике, речи, игре; нарушение формулы сна; недостаточность или отсутствие реакции на дистантные раздражители; нарушение дифференцировки одушевленных и неодушевленных предметов; способность к относительной компенсации в сфере быта при наличии постороннего помощника; возможность регресса психических функций при отсутствии правильного психотерапевтического подхода или позднего начала лечения. (4)
Информация по теме:
Развитие восприятия в старшем дошкольном возрасте
недоразвитие речь восприятие дошкольный
Исследуя развитие восприятия у детей дошкольного возраста, ученые приходят к выводу о том, что в данном возрасте эта форма чувственного познания действительности имеет ещё более сложные характерист ...
Типы конфликтов
Задача оптимизации социально-психологического климата коллективов диктует настоятельную необходимость выявления причин возникновения конфликтов между их членами. Один из первых шагов на пути решения этой задачи – разработка социально-псих ...
Трудотерапия при двигательной заторможенности
Пример. Больной Б., диагноз: шизофрения, кататоническая форма. Целый день лежит в постели в однообразной позе, действия импульсивные, агрессивен, неконтактен. Его упорно привлекали к труду - стал ежедневно участвовать в индивидуальном тру ...