психологическое консультирование инсайт интервью
Основным методом консультирования является интервью, в структуре которого выделяют следующие стадии, которые представлены в таблице 2.
Таблица 2. Стадии основного метода консультирования «Интервью»
Определение стадии |
Функции и цели стадии |
1 |
2 |
1. Взаимопонимание /структурирование. «Привет!» |
Построить прочный союз с клиентом, добиться, чтобы он чувствовал себя психологически комфортно. Структурирование может быть необходимо для объяснения целей интервью. Определенная структура помогает не отвлекаться от главной задачи, а также дает клиенту информацию о возможностях консультирующего. |
2. Сбор информации. Выделение проблемы, идентификация потенциальных возможностей клиента. «В чем проблема?» |
Определить, зачем клиент пришел на консультацию и как он видит свою проблему. Умелое определение проблемы поможет избежать бесцельного разговора, задает направление беседе. Необходимо четко уяснить позитивные возможности клиента. |
3. Желаемый результат. К чему хочет прийти клиент? «Чего вы хотите добиться?» |
Определите желание клиента. Каким бы он хотел стать? Что произойдет, когда проблемы будут решены? (Это информирует психолога о том, что именно хочет клиент.) Желаемое направление действий клиента и психолога должно быть разумно согласовано. С некоторыми клиентами необходимо, опустив 2-ю стадию, выделить сначала цели. Цель должна быть сформулирована позитивно, то есть не то, чего бы клиент не хотел, а именно то чего бы он хотел добиться для себя в результате консультирования. |
4. Выработка альтернативных решений. «Что еще мы можем сделать по этому поводу?» |
Поработать с разными вариантами решения данной проблемы. Это подразумевает творческий характер подхода к данной задаче, поиск альтернатив во избежание ригидности и выбор среди этих альтернатив. Данный этап |
1 |
2 |
может включать длительное исследование личностной динамики. Эта фаза интервью может быть самой продолжительной. | |
5. Обобщение результатов. Переход от обучения к действию. «Вы будете делать это?» |
Способствовать изменению мыслей, действий и чувств в повседневной жизни клиента. Многие клиенты после интервью ничего не делают, чтобы изменить свое поведение, оставаясь на своих прежних позициях. Для того, чтобы консультирование было действенным в плане дальнейшего поведения клиента, необходимо помочь клиенту создать новые способы поведения, то есть перепрограммировать подсознание на эти новые способы. Важно, чтобы клиент их составил самостоятельно, руководствуясь осознанием проблемы и желаниями своей души и разума. Консультант лишь корректирует формулировку этих новых способов, чтобы они звучали от первого лица и в настоящем времени. |
Эта модель, отражающая консультативный процесс, помогает лишь лучше понять, как происходит конкретное консультирование. Реальный процесс консультирования значительно обширнее и нередко не подчиняется данному алгоритму. Выделение стадий условно, поскольку в практической работе одни стадии смыкаются с другими, и их взаимозависимость сложнее, чем в представленной схеме.
Информация по теме:
Стрессовые ситуации в управленческой деятельности
Словарное определение стресса гласит: «Это внутреннее сопротивление, реакция эластичного тела на внешние силы, воздействующие на него». Из этого определения вовсе не следует, что стресс — только отрицательное явление. Исследования показыв ...
Формы и виды страхов
Страхи (фобии) делятся на 3 типа: простые, социальные и агорафобии.
Люди с простыми фобиями испытывают смертельный страх перед определенным предметом, местом или ситуацией. Социальные фобии — это когда люди избегают ситуаций, где много н ...
Факты и гипотезы о взаимосвязи самооценки и структурных особенностей личности
Черты личности и самооценка, как элемент самосознания, являются одними из важнейших личностных образований. Согласно структурно-динамической модели самооценки А.В. Захаровой «самооценка включена во множество связей и отношений с другими п ...