Итак, психологическая и поведенческая общность членов малой группы, выделяет и обособляет группу, делает ее относительно автономным социально-психологическим образованием, в которой сложилась дифференцированная система различных деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе.
Все динамические процессы, происходящие в малой группе, обеспечивают определенным образом эффективность групповой деятельности. Условия, в которых происходит взаимодействие членов рабочей группы, влияют на успешность их совместной деятельности, на удовлетворенность процессом и результатами труда. В частности, к ним относят санитарно-гигиенические условия, в которых работают сотрудники: температурный режим, влажность, освещенность, просторность помещения, наличие удобного рабочего места и т.д. Огромное значение имеет и характер взаимоотношений в группе, доминирующее в ней настроение.
Сплоченность в группе возникает в том случае, если ее состав интегрирован наилучшим образом, и в нем достигнута особая степень развития отношений, при которой все члены группы в наибольшей мере разделяют цели групповой деятельности и те ценности, которые связаны с этой деятельностью. Таким образом, главной детерминантой образования группы выступает совместная деятельность. Она является не только внешним заданным условием существования данной группы, но и внутренним основанием ее существования.
Мы предположили, что социально-психологическая совместимость в коллективе зависит от взаимных симпатий и личностных особенностей всех членов коллектива. И провели исследование в рабочем коллективе продавцов магазина «Столичный».
По итогам нашего исследования, были сделаны следующие выводы: наши испытуемые имеют различные типы темперамента и различные психологические особенности. Среди сотрудников магазина не выявлено личностей, склонных к конфликтам. По итогам социометрического исследования, мы видим, что взаимные предпочтения наших испытуемых разделились таким образом, что в одной бригаде оказываются испытуемые, которые имеют различные психологические особенности и дополняют друг друга. Таким образом, социально-психологическая совместимость в коллективе зависит от взаимных симпатий и личностных особенностей всех членов коллектива, что подтверждает гипотезу исследования.
С учётом всех полученных в результате исследования данных, мы сочли наиболее целесообразным разделить коллектив на две бригады с учетом взаимных симпатий и антипатий. В процессе дальнейшей совместной работы продавцов, мы будем отслеживать их психологическое состояние и эмоциональные реакции, с целью предотвращения конфликтов и гармонизации социально-психологической совместимости.
На основе результатов проведенного исследования, мы разработали индивидуальные рекомендации для каждого из наших испытуемых. Так же мы предложили руководителю коллектива несколько упражнений по развитию эмпатии и деловую игру «Искусство эффектного общения».
Цель исследования достигнута, задачи выполнены.
Информация по теме:
Аттитюд: понятие, структура, функции
Традиция изучения социальных установок сложилась западной социальной психологии и социологии. Отличие этой традиции заключается в том, что с самого начала категориальный строй исследований, расставленные в них акценты были ориентированы н ...
Понятие системы потребностей человека
В удовлетворении потребностей, а они у разных людей разные, важно знать их содержательную сторону. В наше время существует множество различных классификаций потребностей. Надо отметить, что классификация потребностей вызывает немалые труд ...
Виды межличностного взаимодействия
Ритуальное взаимодействие - один из наиболее распространенных видов, который строится по определенным правилам, символически выражая реальные социальные отношения и статус человека в конкретной социальной группе. В этом случае оно выступа ...