РЭТ считает, что практически всё, что делает человек, он делает потому, что хочет жить и получать удовлетворение от жизни. Целью человека обычно является получение удовлетворения от общения с самим собой и другими людьми, получение удовлетворения в работе и финансах, а также в других видах деятельности. Когда на пути к осуществлению этих целей возникает препятствие, у человека появляется выбор между адекватной и неадекватной эмоциональной реакцией и между полезным и вредным для себя поведением.
Для иллюстрации этого процесса Эллис создал модель A-B-C. В этой модели А – activating event, возбуждающее событие, В – belief system, система убеждений, C – emotional consequence, эмоциональное последствие.
Когда за важным возбуждающим событием «А» следует сильное эмоциональное последствие «С», может показаться, что именно А вызывает С, но на самом деле эмоциональное последствие возникает под влиянием В – системы убеждений человека.[15]
Рассмотрим подробнее каждый из трёх компонентов АВС-модели.
Пытаясь достичь своих целей, люди взаимодействуют с рядом активирующих событий «А», которые могут способствовать достижению этих целей или блокировать его. Чаще всего это события, происходящие в настоящем времени, или собственные мысли и чувства людей, возникающие в настоящий момент, но иногда активирующие события могут заключаться в воспоминаниях или мыслях о прошлом опыте. Эллис считает, что людям свойственно выискивать и реагировать на подобные «А» в силу биологической и генетической предрасположенности, конституциональной истории, предшествующего межличностного и социального опыта и обусловленных врожденной предрасположенностью и приобретенных привычек.
Эллис также подчёркивает, что «А» фактически никогда не находятся в чистом состоянии, они почти всегда взаимодействуют с «В» и «С» или частично включают их в себя.[16]
Согласно теории РЭТ, у людей имеется множество взглядов, мыслей или идей «В» по поводу активирующих событий «А», и эти «В» оказывают сильное влияние на когнитивные, эмоциональные и поведенческие следствия «С». Как было уже сказано выше, часто кажется, что «А» напрямую вызывают «С» или играют в них важную роль. Эллис показывает, что это представление редко является верным, т.к. по его словам, обычно «В» служат главным медиатором между «А» и «С» и потому более непосредственным образом вызывают или определяют «С».
«В» может принимать различные формы, потому что существует множество видов когниций. В РЭТ внимание уделяется главным образом рациональным взглядам, которые, по мнению Эллиса, ведут к продуктивному поведению, и иррациональным взглядам, которые ведут, согласно его теории, к саморазрушительному и асоциальному поведению.
Основные виды «В», выделяемые в РЭТ: безоценочное наблюдение, безоценочное заключение, позитивные оценки-предпочтения, позитивные оценки-долженствования, негативные оценки-предпочтения, негативные оценки-долженствования.
«С» всегда порождается взаимодействием «А» и «В». Хотя «С» и не вызывается напрямую возбуждающим событием «А», оно всегда находится под значительным влиянием «А», потому что люди всегда в той или иной степени реагируют на стимулы окружающей среды.
Когда «С» представляет собой эмоциональное расстройство, «В» обычно является главной или самой непосредственной причиной «С». Однако в случаях, когда «А» очень сильно, его воздействие на «С» может быть весьма существенным. Примером таких сильных возбуждающих событий «А», вызывающих значительные эмоциональные нарушения, могут быть стихийные бедствия, такие как наводнение, землетрясение и т.п.
«С» обычно включают в себя чувства и поведение, но может включать мысли. Эллис приводит такой пример: если «А» - какое-то неприятное событие и «В» - рациональная или иррациональная идея, то «С», скорее всего, будет в первом случае представлять собой здоровое чувство фрустрации или разочарования, во втором – нездоровое чувство сильной тревоги, неадекватности, депрессии.[17]
Таким образом, в основе патологических эмоциональных реакций чаще всего лежат иррациональные убеждения.
В своём первом докладе по РЭТ, сделанном на конференции Американской психологической ассоциации, Эллис перечислил 12 выделенных им иррациональных убеждений. Продолжая разрабатывать РЭТ, он пришёл к выводу, что все иррациональные убеждения можно свести к трём основным. Все остальные являются как бы их подпунктами. Эллис сформулировал эти три убеждения следующим образом:
"Я должен добиваться успеха и получать одобрение значимых других, а если я не делаю того, что должен и обязан, значит, со мной что-то не в порядке. Это ужасно, и я ничтожество". Это иррациональное убеждение ведет к тому, что человек впадает в депрессию, испытывает тревогу и отчаяние, сомневается в самом себе. Это требование Эго. "Я должен добиваться успеха, иначе я – ничтожество".
Второе иррациональное убеждение таково: "Вы – люди, с которыми я общаюсь, мои родители, моя семья, мои родственники и сотрудники – должны, обязаны относиться ко мне хорошо и быть справедливыми! Просто ужасно, что вы этого не делаете!" Отсюда озлобленность, ярость, убийства, геноцид.
Информация по теме:
Причины агрессии
С какого момента можно утверждать, что ребенок неестественно агрессивный? Возможно, используя современные методы медицинской диагностики, можно выявить некоторые психические отклонения и болезни уже на стадии беременности. Но как быть с а ...
Деятельность С.Г. Геллерштейна
Геллерштейн Соломон Григорьевич (1896-1967) — советский психолог, один из создателей психотехники в СССР. Его фундаментальные труды посвящены проблеме упражнения в простой и сложной, сенсомоторной реакции, его основным закономерностям. Им ...
Лидерские качества и их психологическая
характеристика
Личность тем значительнее, чем больше в индивидуальном преломлении в ней представлено всеобщее. Индивидуальные свойства личности - это не одно и то же, что личностные свойства индивида, т. е. свойства, характеризующие его как личность.
В ...