Концепция учебной деятельности и взаимосвязь возрастной и педагогической психологии

Психология » Психология воспитания: социализация, нормы и ценности. Сущность обучения как деятельности » Концепция учебной деятельности и взаимосвязь возрастной и педагогической психологии

Страница 1

Рассматриваемый подход возник в области возрастной психологии в ходе выявления резервов умственного развития младших школьников, а затем стал разрабатываться и в контексте педагогической психологии.

В связи с анализом концепции учебной деятельности приведем наше понимание взаимосвязи возрастной и педагогической психологии; оно является одной из возможных точек зрения на соотношение этих наук. В последнее время возрастная психология приобретает все большее значение как фундамент для разработки педагогической психологии. Пока главная ставка в обучении делалась на усвоение суммы фактов, его процесс можно было исследовать без учета общих тенденций возрастного развития школьника. Решение же задачи «научить школьника учиться» ставит такие вопросы, которые не могут быть решены без рассмотрения источников психического развития ребенка.

Возрастная психология — теория развития психики в онтогенезе, изучающая закономерности перехода от одного периода к другому на основе смены типов ведущей деятельности, изменения социальной ситуации развития, характера взаимодействий человека с другими людьми и т. д. Возраст характеризуется не соотношением отдельных психических функций, а теми специфическими задачами освоения сторон действительности, которые приняты и решаются человеком, а также возрастными новообразованиями — качественно новыми особенностями деятельности, сознания, личности, которые возникают на данной ступени развития.

Некоторые принципы возрастной психологии: каждый возрастной период изучается не изолированно, а с точки зрения общих тенденций развития, с учетом предыдущего и последующего возраста; особенности возраста (хронологические рамки и содержание) не статичны, а определены общественно-историческими факторами, социальным заказом общества; каждый возраст имеет резервы развития, которые могут быть мобилизованы в ходе особым образом организованной активности ребенка по отношению к окружающей действительности и к своей деятельности; переход от одного возраста к другому и психические новообразования в нем определены изменением типов ведущей деятельности, социальной ситуации развития, типов взаимодействий человека со средой и т. д.

Педагогическая психология — теория, раскрывающая условия, в наибольшей мере обеспечивающие всестороннее развитие гармонической личности, мобилизацию резервов развития в разные возрастные периоды жизни человека. Педагогическая психология выявляет и создает условия, способствующие управлению процессом обучения и воспитания.

Покажем некоторые принципы педагогической психологии на примере одной ее отрасли—психологии обучения: обучение строится на основе данных возрастной психологии о резервах возраста, ориентируясь на «завтрашний день развития»; обучение организуется с учетом наличных индивидуальных особенностей учащегося, но не на основе приспособления к ним, а как проектирование новых видов деятельности, новых уровней развития обучающихся; обучение не может быть сведено к передаче знаний, к отработке действий и операций, а есть главным образом формирование личности обучающегося, развитие сферы детерминации его поведения (ценности, мотивы, цели и др.); развивающий и воспитывающий эффект

Исследования учебной деятельности направлены на выполнение решений XXV и XXVI съездов КПСС, партийных и государственных документов о школе, на изучение условий формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, воспитания познавательных интересов учащихся, на разработку качественных критериев эффективности учебного процесса.

Результаты этих исследований оказывают определенное стимулирующее влияние на практику школы. Могут быть намечены, по крайней мере, следующие линии этого влияния:

1. Экспериментальное подтверждение значительных познавательных резервов учащихся начальной школы было (наряду с экспериментальными данными Л. В. Занкова) одним из оснований обновления и теоретического усложнения программ для начальной школы.

2. Разработка основ психологии учебной деятельности, психологических требований к учебному предмету позволила создать новые оригинальные курсы по нескольким учебным предметам для начальной и средней школы (по математике, русскому языку, литературе, биологии, физике, изобразительному искусству, музыке). В ходе многолетней экспериментальной проверки этих курсов накоплены данные, свидетельствующие о возможности более качественного усвоения школьниками предлагаемого им учебного материала, а, также о возможности значительной экономии времени за счет иного, чем принято, способа расположения материала в программах.

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Условные рефлексы первого и второго рода
При формировании условных рефлексов первого рода новым является чувствительная (афферентная) часть рефлекторной дуги, а исполнительная (эфферентная) часть остается прежней, т.е. той же, что и в безусловном рефлексе. При образовании рефлек ...

Игровая коррекция страхов
Известно, что игра представляет собой естественный вид творчества детей, в которой моделируется, отражается доступная пониманию ребенка окружающая действительность. В игре происходит реагирование чувств и желаний, постижение нового опыта ...

Возможности развития логического запоминания и успешности обучения у детей подросткового возраста
К среднему школьному возрасту ведущая деятельность перестает соответствовать задачам школьного обучения. Или наоборот - задачи школьного обучения перестают соответствовать ведущей деятельности подростков - межличностному общению. Это не о ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта